ym

Поспешив оказаться первым на затонувшем корабле, опытный дайвер совершил элементарную ошибку, стоившую ему жизни.

Марк погрузился в воду, наслаждаясь ее прохладными объятиями. Это была приятная перемена после душной жары на палубе, и ему не терпелось первым оказаться внизу на затонувшем корабле. Жилет-компенсатор Марка был сдут, и вес спарки быстро потащил его вниз.

Дайвер развернулся в горизонтальное положение и нажал на кнопку поддува инфлятора, чтобы замедлить спуск. После этого его регулятор перестал подавать воздух. Воспользовавшись октопусом, он успел сделать 2 неглубоких вдоха, после чего тот также прекратил подачу воздуха.

Осознав свою ошибку, Марк попытался достать до вентилей баллонов, погружаясь тем временем на дно океана. Не сумев дотянуться, он постарался ослабить ремни жилета-компенсатора, продолжая падать все глубже.

Дайвер

Марк был опытным техническим дайвером и дайв-инструктором со значительным числом погружений на глубину свыше 30 метров. Он был чуть старше 30 лет и был в прекрасной физической форме.

Погружение

Когда чартерный бот отправился к популярному рэку недалеко у побережья Северной Каролины, море было спокойным. Несмотря на то, что погружение предполагалось чуть глубже 30м, из соображений безопасности Марк решил использовать обычный комплект технического снаряжения, обеспеченный дополнительным запасом газа.

Во время двухчасового перехода к месту погружения Марк и его бадди обсуждали свой план поиска и сбора артефактов. Когда до места, где затонул корабль, оставалось 10 минут, Марк быстро натянул гидрокостюм и начал затягивать ремни на снаряжении. Экипаж бросил якорь. Но с первой попытки найти затонувший корабль не удалось. Покрытый неопреном и отягощенный снаряжением, Марк сидел на удушливой жаре, мечтая поскорей окунуться в воду. Как только рэк был найден, он первым направился к выходу. Быстро махнув партнеру, он спиной опрокинулся в воду.

Несчастный случай

Как и было задумано, Марк вошел в воду со сдутым жилетом-компенсатором, чтобы вес снаряжения позволил ему быстро погрузиться. Марк и его бадди планировали встретиться на глубине 4.5 - 9 метров, чтобы выполнить быструю проверку снаряжения. Такую практику они повторяли на множестве предыдущих технических погружений.

К моменту, когда партнер вошел в воду, Марк уже погрузился намного ниже, обговоренной глубины. Хотя видимость была хорошая, товарищ не смог разглядеть, что Марк уже достиг затонувшего корабля. Поискав еще немного, партнер начал всплытие с уверенностью, что Марк поднялся на поверхность из-за какой-то проблемы со снаряжением.

Поспешно надевая снаряжение, Марк забыл открыть оба вентиля на баллонах - ошибка, которая могла быть исправлена на поверхности, если бы он не поторопился; или во время контрольной остановки, если бы он не погружался так быстро. Дайвер так и не смог открыть вентили в воде, его тело было поднято со дна всего в нескольких метрах от затонувшего корабля ниже по течению. Ремни компенсатора были частично сняты, октопус крепко зажат в зубах, но спасатели заметили, что оба регулятора не способны были подавать воздух.

Анализ

Свидетели, включая партнера Марка, были уверены, что видели, как он проверяет манометр, похоже, что Марк просто посмотрел, сколько атмосфер осталось в дыхательной системе после первой сборки снаряжения на берегу. Затем, проверив герметичность системы, Марк, вероятно, перекрыл подачу воздуха на время двухчасовой поездки. Поспешив поскорее одеться, он забыл снова открыть вентили до того, как вошел в воду. Должно быть, остаточное давление в регуляторах позволило Марку сделать несколько вдохов во время того, как он опускался на дно. Но попытка надуть жилет-компенсатор и замедлить погружение лишила его остатков дыхательного газа.

Быстрый спуск довольно типичен для технических дайверов, но, тем не менее, Марк погружался слишком быстро, чтобы встретиться с партнером для проверки снаряжения в воде. Это упражнение, обычно проводимое на глубине около 4.5 метров, - стандартная процедура для технических дайверов.

Остается неразрешимым вопрос, почему Марк не смог дотянуться до вентилей. Способность открывать и закрывать вентили - стандартный навык и для технических, и для рекреационных дайверов. То, что Марк не смог продемонстрировать этот основной навык, и то, что он как следует не проверил снаряжение, стоило ему жизни.

Уроки для жизни

  1. Основные подводные навыки - не просто тренировочные упражнения. Они выполняют функцию спасения жизни, и должны периодически отрабатываться.
  2. Дайверы всегда должны выполнять полную проверку снаряжения до того, как покинут лодку - даже если они уже производили проверку на берегу/ в порту. Во время остановки убедитесь, что регулятор нормально функционирует: сделайте 2-3 глубоких вдоха, глядя на манометр. Если баллон закрыт, или вентиль открыт не полностью, давление начнет падать.
  3. Скорость убивает. Последней причиной, приведшей к трагедии, стал поспешный вход Марка в воду, чтобы поскорей найти какие-нибудь артефакты на затонувшем корабле. Всегда не торопясь, проверяйте снаряжение, тщательно планируйте погружение и приводите план в исполнение, соблюдая все правила безопасности. Никакие сокровища, лежащие на дне, не стоят вашей жизни. Тем не менее, такое особое стечение обстоятельств, называемое опытными рэк-дайверами "медной лихорадкой", привело к огромному количеству несчастных случаев из-за глупых ошибок.
Другие статьи рубрики: Техника безопасности