Загадочный ладожский рэк (часть 1)

09.08.17

В прошлом месяце на портале Тетис появилась статья о том, как орловский клуб «Диво» проводил обкатку снаряжения на Ладожском озере перед началом большой экспедиции к берегам Таймыра. Об этой экспедиции и её результатах мы еще обязательно расскажем подробно. Но сейчас о другом. В статье упоминалось загадочное судно, лежащее в Якимварском заливе в бухте Савилахти и известное как «Севастополь». Что это за судно, откуда оно взялось на дне Ладоги, когда и почему затонуло? Ответов нет. Пока нет. Но есть люди, готовые эти ответы искать.

Сегодня мы публикуем первую из серии статей, посвящённых настоящему детективному расследованию в духе Конан Дойля и Агаты Кристи. Владимир Шевцов из клуба «Диво» решил попытаться выяснить судьбу «Севастополя». Задача оказалась не из простых, но расследование привело к интересным результатам.

Загадочный ладожский рэк
Фото Тимофея Червякова с сайта www.divefoto.ru

Что пишут о «Севастополе» в Интернете

Начну с того, что мы имеем на начало наших исследований. Далее приведу цитаты (здесь и далее по тексту цитаты выделены курсивом) со страниц различных сайтов и форумов, с указанием их источников. Итак, вот что удалось первоначально выяснить. Орфография и пунктуация из оригиналов.

«Один из наиболее интересных объектов – экспериментальный корабль Севастополь, затопленный в шхерах недалеко от поселка Лахденпохья. Корабль лежит практически на киле, глубина до дна 8 метров, палуба около поверхности, при хорошей прозрачности воды светло так что фонари можно не включать».
Источник: www.divefoto.ru

Маловато написано, зато здесь, прямо скажем, неплохие фото с «Севастополя», в том числе фото того самого винта-пропеллера, о котором пойдет речь ниже. За эти фото огромное спасибо их автору, Тимофею Червякову.

«Опытовое судно «Севастополь» (П-163) Один из самых загадочных объектов Северного этапа летней экспедиции 2010 года. Несмотря на множество попыток исследователей, узнать историю этого корабля пока не удалось. Известно, что корпус плавсредства лежит на глубине от 5 до 12 метров в непосредственной близости от острова Кулваласари (Лахденпохский район Республики Карелия) на песчаном склоне, возвышаясь над грунтом на высоту 3-этажного дома (в районе рубки). Дайверы, говоря о прекрасной сохранности судовых механизмов и электропроводки, подчеркивают, что все стеклянные части «Севастополя» (в том числе иллюминаторы) разбиты. Ряд источников сообщает о том, что во внутренних помещениях корабля имеется некоторое количество горюче-смазочных материалов». (Павел Федоров 21.02.10)
Источник: www.flot.com

Весьма примечательно, что приведенный выше текст заметки один в один перепечатан вот тут: hmhsbritannic.ucoz.ru. Хотя, как теперь разобрать, кто у кого перепечатал? А может это была их совместная экспедиция.

«Якимваарский пролив, где находится город Лахденпохья, остров Кулваласари. На юго-западе острова – бухта Савилахти. В ней затоплен корабль Севастополь – П-163 – опытный образец военной техники, с воздушным винтом. Это большой корабль, длина около 70 м Он лежит на склоне носом к берегу, так что отдельные его части возвышаются над водой. Глубина - от 0 до 11 м. Бухта Савилахти – бывший полигон НИИ-400 (Научно-исследовательский минно-торпедно-тральный институт 400), в наши дни – просто Гидроприбор. В его задачах было проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию для ВМФ качественно новых образцов морского подводного оружия. В дебаркадере, остатки которого лежат у берега, была исследовательская станция. (По сведениям ЛПИ – Лаборатории Подводных исследований РГГУ – Российского Государственного Гидрометеорологического Университета) Точную судьбу Севастополя выяснить еще предстоит».
Источник: www.diveplanet.ru

«Севастополь» – военное опытовое судно, водоизмещающее, но с воздушным винтом. Под водой смотрится весьма внушительно. Грунт – песок, палуба чистая, нагромождений железа нет. Сведений о том, что внутрь него проникали, у меня нет. Сама бухта была полигоном НИИ-400. Это научно-исследовательский минно-торпедно-тральный институт 400 (сейчас – "Гидроприбор"). В его задачах было проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию качественно новых образцов морского подводного оружия для ВМФ. В дебаркадере, остатки которого лежат у берега, была исследовательская станция. Где-то в километре от этого места лежит "Золотая рыбка" – нечто похожее на кусок подводной лодки».
Источник: lpi.rshu.ru

«Я уже спрашивал в этой ветке про затопленное на Ладоге у Лахденпохьи судно "ПС-1-163 Севастополь", 1979 г. – так у него на корме написано. Сейчас был в Феодосии и снял суда стоящие у стенки мола. Крайним справа стоит ПС 380 (2 последние цифры не очень разборчивы). Что это за тип судна? Возможно можно будет проследить "родственные" связи. Ладожский "Севастополь" имеет запоминающуюся особенность – воздушный винт, но один и малого диаметра (около метра). Воздухозаборные отверстия прикрытые решетками на палубе. Подробнее рассмотреть не удалось из-за мутной воды. В Музей 1 ЦНИИ военного кораблестроения МО РФ, которое там проводило испытания, я писал, но не ответа – не привета. Может у кого есть личный выход на этой музей? Наверняка это либо их опытовое судно, либо из состава части обеспечения базировавшейся на Лахденпохью и сокращенной в 1990 году. Может кто знает номер этой части?»
«...Вообще похоже, что ПС-1-163 это именно станция питания. Зачем тогда воздушный винт – для охлаждения что-ли? Валера, а как был запитан дебаркадер? Дизеля стояли или тянули кабель с города? Кто-нибудь обращался в архив в Гатчине? Могут они найти что-нибудь по судну, если известно только его наименование?»
Источник: forums.airbase.ru

«Рек Севастополь – находится в шхере в районе города. Лахденпохью около затопленного бетонного понтона в 10 метрах от берега. Севастополь – это экспериментальное военное судно, длинной примерно 60-70 метров, на палубе которого находится авиационный двигатель с пропеллером из узких лопастей, смещённый по левой стороне воздухо-забор, размером 2 метра, по всей видимости, нагнетающий воздух внутрь корабля, электрические лебёдки и дизельный двигатель, надстройки. Носовая часть корабля находится в 1-2 метра от поверхности, а корма начинается с 12 метров.
Я погружался на Севастополь уже 5 раз, поэтому имел чёткое представление об этом реке, проинструктировав основную группу о погружении, мы решили в составе трёх человек сделать проникновение внутрь. Видимость на реке всегда 1-2 метра, что затрудняет его осмотр. Вооружившись мощным подводным светом, ходовиками, мы прошли по средней палубе, и вышли в районе кормовой надстройки. Осмотр показал, что перед затоплением, всё, что можно было снято с корабля, об этом свидетельствует снятое оборудование, а точнее места их установки с множеством труб и клемм, и пустые помещения. Особо отмечу, что при проникновении очень сложно ориентироваться, т.к. проходы петляют из стороны в сторону и поднимаются по надстройкам и малейшее неосторожное движение поднимает сильную взвесь, а наличие острых оторванных труб делает проход опасным. Для желающих пройти внутри корабля требуется особая подготовка, поэтому не советуем пытаться проникать внутрь корабля без специальной подготовки. Вернувшись на палубу, сразу наткнулись на авиационный двигатель, который грациозно восстоит в средней части судна. В лучах фонарей кажется, что он готов при подъёме на поверхность мгновенно вступить в свою работу, уж очень он хорошо сохранился». (Сергей Фонарев)
Источник: www.barpro.ru

Загадочный ладожский рэк

Что же двигало «Севастополь»?

Прежде чем приступить к обсуждению темы по существу, позволю себе небольшое лирическое отступление. Чем Интернет хорош? Там много чего узнать можно. А чем плох? Перепечатки с ошибками множатся бесконечно. Обратил внимание, что во многих заметках на тему «Севастополя» географические названия указаны с ошибками. А в некоторых статьях Якимварский залив так и вовсе стал проливом, «... на одном берегу которого расположен город Лахденпохья».

Мною для определения дислокации судна использовались навигационные карты Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны СССР (листы 23032 и 28075). Согласно обозначениям на этих картах:
• Поселок Лахденпохья.
• Залив Якимварский
• Остров Кюльвяянсари
• Бухта Савилахти
• Координаты бетонной секции (исследовательской станции), согласно Google Earth, 61*29'05.37'' СШ, 30*18'28.53'' ВД
• Эти координаты весьма точно совпадают с координатами, снятыми на листах 23032 и 28075 навигационной карты Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны СССР. Учитывая, что «Севастополь» лежит буквально в нескольких метрах от указанного бетонного сооружения, думаю, что эти координаты можно считать координатами его местонахождения. Оговорюсь: другими способами координаты «Севастополя» не определял.

Ну а теперь по существу.

Версию о том, что «Севастополь» приводился в движение воздушным винтом, я услышал, а точнее даже прочитал о ней, уже после погружений на судно. Дабы была ясна логика моих дальнейших рассуждений, позволю себе рассказать о некоторых деталях наших погружений на «Севастополь». Итак…

Продолжение следует…

Обсудить на форуме