Загадочный ладожский рэк (часть 4)

10.10.17

Заключительная часть детективного расследования, которое провел Владимир Шевцов из орловского клуба «Диво». Так откуда все-таки взялся «Севастополь», что это за таинственное судно, лежащее на дне Ладожского озера? Читайте на Подводном портале Тетис часть первую, вторую и третью.

Итак, буквенное обозначение на корме – это аббревиатура, в которой зашифровано назначение судна. Но что такое ПС? Непонятно. Надо искать…

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

Нашел! Лучше бы и не находил! «ПС» – портовый сборщик! Судно-сборщик льяльных и прочих нечистых вод. Для справки цитаты из всезнающей Википедии:

«Льяльные воды, льялы (происходит от льяло) это воды, загрязненные нефтепродуктами. В связи с несовершенством систем, по которым проходит морская вода, используемая для обеспечения работы судовых установок различного назначения и типа, часть её попадает в производственные помещения судна, где может смешиваться с различными загрязняющими веществами или другими, уже загрязнёнными водами, образуя льяльные воды».

«Льяло – водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т.п. Из льял вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно льяла закрывают крышками».

Вот вам и нате! Вся романтика насмарку. Кстати, нашелся тот самый феодосийский ПС, о котором писали на форуме. Это ПС-386. Посмотреть можно вот тут

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

А вообще записи и комментарии на форумах читать надо внимательнее. Это я про себя. Ведь участник форума Валера так прямо и пишет: «ПС – плавучая станция. Когда-то в Одессе такая же была, народ за глаза дразнил – плавсортир». Конечно, в расшифровке аббревиатуры ПС Валера ошибся. Но в том, что народ мог дразнить ПээСы – портовые сборщики, «плавсортирами», вероятнее всего, он прав.

Так что же получается? Наш ладожский рэк – это сборщик грязной водицы? Сразу в памяти всплывает большое количество люков, кранов, вентилей. Вентиляция трюмов? На палубе катушки. От шлангов? Неужели это так? Но тогда зачем пропеллер на палубе? Чтобы собранными водами не пахло? И для чего надо было портовый сборщик из Севастополя перебазировать на Ладогу? Первое, что приходит в голову – версия о том, что для каких-то опытов просто отобрали не очень нужное судно и отправили его на Ладогу. При этом, так как не было официального переоборудования и смены назначения судна, не стали не только менять его наименование, но даже не изменили надписи на корме.

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

Интересную подсказку для дальнейших поисков нашел в, казалось бы, неожиданном месте. В обзоре судебной практики по трудовым спорам. Матрос судна судился за трудовую пенсию. Вот что можем прочитать в решении по делу № 2-2839/11, рассмотренному 12 декабря 2011 года Ленинским районным судом города Мурманска:

«В соответствии с информацией, представленной суду ФГУ «***» и Мурманским филиалом ФГУ «***», а также Свидетельствами о годности судна к плаванию и Классификационными свидетельствами за период регистрации судна «***» в Государственном судовом реестре, его назначение и тип менялись: с 10.10.1986 г. судно зарегистрировано как сборщик льяльных вод; с 26.01.2005 г. в графу «назначение и тип судна» внесено «нефтесборщик»; с 18.12.2008 г. назначение и тип судна – нефтеналивное. Судно признано годным к плаванию по району – Кольский залив, по погодным условиям – на волнении моря с высотой волны не более 3 метров (5 баллов)».

Небольшое пояснение по поводу звездочек в цитируемом тексте. Это обычная практика. В открытых источниках некоторые фактические данные, указываемые в решении суда, такие как ФИО участников процесса, свидетелей, суммы, и др., заменяются на звездочки. Почему в данном решении звездочками обозначены названия организаций и даже самого судна, я сказать не могу. Однако выясняется, что существуют на белом свете такие документы как «Свидетельство о годности судна к плаванию», «Классификационное свидетельство» и, наконец, Государственный судовой реестр, и наш ПС-1 там вероятно когда-то должен был быть зарегистрирован. И когда-то исключен! А что указано в качестве причины исключения из реестра? Осталось разобраться, в какие такие ФГУ, обозначенные звездочками, надо направить наш поиск.

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

Кстати. Рискну предположить, почему в перечне кораблей и судов Черноморского флота, на который я ссылался выше, нет судов типа ПС. ПС – это, как мы теперь знаем, портовый сборщик. Эти суда, как правило, принадлежат именно портам, а не флоту. Хотя в составе флотов и флотилий имеются и свои сборщики льяльных вод, шлама и пр. отходов. Вероятнее всего, наш ПС принадлежал именно Севастопольскому порту. Так же как и упоминающийся выше ПС-386 принадлежит Феодосийскому порту.

Итак, продолжаю развивать тему. Заходим на сайт fleetphoto.ru В окошке быстрого поиска вводим ПС, открывается немаленький списочек этих самых «пээсов». Начинаем мерковать. И вот до чего домерковался я.

Как ни странно, но среди «пээсов» оказалось полным полно всякого рода судов и суденышек. От буксиров и заправщиков, до мелких лоханок, возящих туристов по каналам Санкт-Петербурга. Так что? Моя версия рушится? Думаю, что пока не рушится. А даже наоборот.

При тщательном изучении имеющихся на сайте данных выясняется, что те «пээсы», которые остались на Черном море, это как раз «портовые сборщики». А вот ПС, которые НЕ портовые сборщики, базируются от Оби до Невы. Ну и что? Об этом немного позже.

Большое спасибо автору по имени Алексей, опубликовавшему свои фото под ником Tmpfm (alex-tmpfm.livejournal.com). Смотрим по этой ссылке. Перед нами ПС-379 в Южной бухте Севастополя. А теперь давайте откроем вот это фото Алексея:

Загадочный ладожский рэк (часть 4)
Источник: http://fleetphoto.ru/photo/145324/?vid=18759

Внимательно смотрим на корму. Немного мешает трап, но вы, полагаю, меня уже поняли. ПС-379. Севастополь! Теперь внимательно посмотрите на палубу.

А теперь еще раз скажем спасибо Тимофею Червякову за вот это фото, сделанное им при погружении на ладожский рэк. Похоже? Люки, патрубки. Их на ПС-1 немало.

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

Давайте вернемся к вопросу об обозначениях судов. Вот что я предполагаю. После распада СССР, когда действовали единые нормы обозначения судов, портовые сборщики, оставшиеся у Украины на Черном море, как были обозначены ПС, так и остались. Вот ПС-355 Одесского порта. Наверное, это его дразнят... Ну, помните как. А ведь он на самом деле трудяга!

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

А вот его напарник. ПС-368. Тоже трудится в порту Одессы. Тоже зелененький.

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

А это тот самый ПС-386 порта Феодосии. Очищает крутого парня. Всё как у людей. Кому «круиз-парадиз», а кому льяльная водичка!

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

- Так и что? – спросите вы.
- А таки и то! – скажу я. Пока что я остаюсь уверенным, что дело было примерно так.

В один прекрасный момент ученые мужи из научно-исследовательского минно-торпедно-трального института №400, полигон которого вероятно располагался в бухте Савилахти острова Кюльвяянсари в Якимварском заливе Ладожского озера, решили, что им для каких-то опытов нужно суденышко. Лучше всего им подойдет «наливнячок». Т.к. он внутри весь пустой, а значит в него можно впихнуть что хочешь. Вот и выделил флот им ПС-1. Портовый сборщик – это фактически небольшой танкер. Внутри емкости для льяльных вод. При этом палуба практически свободна, не считая люков и патрубков для сообщения трюмов-танков с атмосферой. Наверняка на борту насосное оборудование. Когда надо – закачал что надо. Надо – выкачал.

Когда это было, мы точно не знаем. Возможно, еще до раздела Черноморского флота. Но флот выделил НИИ судно ПС-1, базировавшееся в Севастополе. Кстати, не исключено что ПС-1, будучи приписанным к Севастополю, отошел России вместе с военными кораблями Черноморского флота. А уже потом был выделен НИИ. Остается только строить версии, как судно с Черного моря переместилось на Ладогу. Вероятнее всего, сначала по Волго-Донскому каналу, а затем по Волго-Балтийскому пути. Ну а дальше уже вопросы, как оно использовалось и зачем на его палубе смонтировали турбовинтовую установку. То, что это не поршневой двигатель, я уже практически уверен.

Загадочный ладожский рэк (часть 4)

Продолжение следует. Надеюсь ;)