Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

29.07.16

Доброго настроения, друзья, и четности!

Вы, наверное, читали в новостях на Подводном портале небольшую заметку про нашу майскую экспедицию. Теперь у вас есть возможность почитать мой «бортовой журнал», так сказать, «подышать» моими впечатлениями о Крыме, обсудить минусы и плюсы моего с друзьями приключения.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Сразу оговорюсь, отдыхать и нырять в Крыму можно по-разному. Наверное, если бы у меня было побольше денег и свободного времени и не стояло конкретной задачи, я бы поехал на полуостров с женой летом или поздней осенью. Погулял бы по Ялте, нырнул с друзьями в Севастополе, съездил в Бахчисарай. Но у каждого отдыха и времени года есть свои плюсы и минусы. Итак, непутевые заметки.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Не буду описывать вам дорогу из Краснодара и паромную переправу, здесь, в принципе, ничего не изменилось. На качественном среднем уровне. Для меня стало новым использование сайта попутчиков – Bla-Bla car, делаешь добро людям и существенно экономишь! Есть нюансы. Не сажайте на заднее сиденье словоохотливую женщину предпенсионного возраста, иначе вам придется постоянно крутить головой, стараясь сделать своей попутчице приятно, поддерживая беседу. Студенты безбожно храпят, если выпьют, имейте это в виду. Отрезок пути Краснодар – порт Кавказ по-прежнему лучше преодолевать в ночь, чтобы оказаться на пароме примерно в 3-4 часа утра. Во-первых, ночью прохладней и трасса свободней; во-вторых, если вам ехать дальше Феодосии, то это удобно. К обеду вы в Судаке, к примеру.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Отступление №1. Сейчас сотовый оператор позволяет общаться с Крымом за разумные деньги. Так как у нас была «палаточная» экспедиция, то, созвонившись с друзьями, мы сразу определились, кто за что отвечает и берет с собой из туристического инвентаря. Продукты (тушенка и крупы, хороший чай) дешевле на Кубани, бензин, ненамного, там же. А вот о качестве бензина мы еще поговорим…

Трасса Керчь-Феодосия. Местами очень приятная, но, к сожалению, таких мест пока немного. Впрочем, её усиленно строят, и вскоре, думаю, уже можно будет летать. А пока по-прежнему отрезками тянешься за громадными фурами, разглядывая крымские степи. Самое красивое здесь – дикие поля маков, эти ярко-красные ленты в крымских степях завораживают.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

В Феодосии все знакомо и красиво. Я по-прежнему влюблен в этот город, в его атмосферу и архитектуру. Забираем в команду Павла Озерова, заходим в гости на дачу Стамболи в Черноморский центр подводных исследований.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

В подвальном помещении функционирует открытая выставка ко Дню Победы. Большей частью она представляет ряд фрагментов боевого самолета, найденного центром во время подводных исследований, а также фотографии, снятые под водой, и ряд артефактов. Работа местного реставратора Германа по восстановлению штатного вооружения самолета Ильюшина заслуживает восхищения. Чувствуется рука мастера.

Но времени нет, впереди дальняя дорога до п.Черноморского. Наша команда из трех машин и пяти участников движется дальше. Делаем короткие остановки в районе Евпатории – пока люди отдыхают, снимаю красивый памятник морякам и знаменитое озеро с лебедями. За Евпаторией нелюбимый мной дорожный знак, выставленный неправильно, снова уводит меня с маршрута, не в сторону оз.Донузлав, а в глубь Крыма. «Крюк возврата» составляет порядка 45 км, зато пролетаем маленькие деревни с покосившимися хатами, населенные цыганскими семьями. Но сейчас не до фотосессий. Мы должны успеть зарегистрироваться у пограничников и поставить полевой лагерь до темноты.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

В это время другая машина прибывает до поселка, находит в нем погранзаставу и сообщает, что для регистрации самостоятельных погружений требуются не только номера баллонов, но и ксерокопии паспортов. Буквально за 5 минут до закрытия частного магазина нам удается сделать ксерокопии и подъехать к заставе. В Черноморском по-прежнему стоит в целости памятник Ленина. Некоторое оживление вызывают низко летающие ревущие истребители и военная колонна с «Градами», направляющаяся в сторону бывшей украинской погранзаставы.

В это время года и с такой температурой воды поселок, как и весь Крым, пока полупустой. Толпы отдыхающих туристов ожидаются через полмесяца. Но мне на юго-западе Крыма в это время больше нравится.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Наконец-то вопрос с разрешением на погружения улажен и мы, докупив свежего хлеба, аккуратно выезжаем на окраину поселка, где по дороге вдоль моря, густо поросшей камышом, ищем место для лагеря. Присмотрев тройку мест, останавливаемся на одном, где спуск к морю более простой и пологий. На самом деле наш первый объект исследований лежит на расстоянии 500 метров от лагеря и примерно 150 от берега. Но сейчас, поздним вечером, только две мысли: поесть и выспаться. На автопилоте делаю снимок заката, на большее не хватает сил.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

На удивление, проснулись все одновременно. Точнее, нас всех разбудил Пашка. Ну вот как вы отреагируете, если ранним утром, зная, что находитесь вдалеке от цивилизации, вдруг услышите громкий крик: «А Масяня родила? Нет? Так родила или нет?» Представили? Павел – водолаз и, как большинство водолазов, немного глуховат, да и связь здесь не очень ловит. А Масяня – любимая кошка, и её роды переживают все члены семьи. Ну и мы присоединились. О команде: нас пятеро. Максим Ковалев из Керчи, Павел Озеров из Феодосии, Геннадий Федоренко с женой Галиной – краснодарцы, ну и я… непонятно откуда… Родился на Колыме (приезжайте к нам!), учился в Питере, служил в Москве, сейчас живу под Краснодаром.

Итак, роли распределены. Галина готовит и следит за лагерем, Геннадий изучает подводную флору и фауну, а мы втроем исследуем «Буг». Точнее, то что от него осталось.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Система питания у нас вышла двухразовая – завтрак и ужин. Максим придумал. Благодаря ему я скинул в экспедиции пару килограммов. Позавтракали, покидали «снарягу» и отправились на поиски. Честно говоря, в поисках нам очень помог местный парень - Ярослав, ему огромное спасибо за это. Спускаться к воде, к точке погружения тяжело – высокий берег, поэтому один из нас, попрыгав вниз, в другом месте, принимал снаряжение сверху у остальных. Собрались, пошли.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

И вот здесь я допустил не фатальную ошибку. Соскучившись по морю и подводной фотографии, я увлекся съемкой и не дождался, когда ребята «забуят» найденные фрагменты судна. В результате слабое незаметное подводное течение снесло меня метров на 350 от берега. Было тяжеловато поверху на ластах да на трубке добираться до места поисков при западном ветре.

1. Минный заградитель «Буг». Принадлежность России. Заложен в январе 1891 года.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

О погружении и о рэке. Температура воды 15-16 градусов, глубина 7-8 метров, время каждого погружения в среднем 45-47 минут. От берега 150-200 метров. Хаотично разбросанные обломки с сохранившимся фрагментом носа и шпангоутов. Якорная цепь. Много рыбы и крабов. Видимость до 9 метров. Удалость сделать неплохую фото- и видео-фиксацию.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

С большой долей вероятности можно утверждать, что судно ранее периодически грабилось мародерами. Так что орудие, поднятое официалами давно, и рукоять с кухонного шкафчика, найденная мною и переданная в музей в 2013 году, это то немногое, что вы сможете увидеть и сейчас в музейной экспозиции на даче Стамболи. По моей просьбе ребята бережно очистили фрагмент механизма для съемки видео. Свою задачу мы выполнили за два погружения. При возвращении пошел мелкий моросящий дождь.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Вечерние «посиделки» в лагере закончились выездной ночной съемкой газовых вышек, стоящих в море. По дороге под колеса бросались очумевшие зайцы, а из кустов взлетали перепелки. Действительно, непуганый край.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Утро задалось. Дождь кончился, чай свежий – азербайджанский, пряники вкусные. Быстро смотались в поселок и забили баллоны. Стоимость 10 рублей литр, т.е. двенашка стоит 120 рублей. Заполнили быстро, перепуском из больших баллонов в наши. Воздух вкусный. В качестве бонуса выпросил несколько раковин гребешка необычных насыщенных цветов, тоже символ Крыма, однако. Было бы просто безумием уезжать с такого места, с прозраком в 20-25 метров! Решили остаться понырять и исследовать подводную акваторию в направлении Черноморского. Не пожалели, увидели много интересного. Много морских коньков, рыб-игл, очень красивые подводные ландшафты, посмотрели подводную битву крабов за передел территории, красивые прибойные течения в естественных лагунах из черного камня.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

После погружения быстро собрали лагерь, по дороге забили баллоны и переместились в район Тарханкутского маяка, где и решили заночевать. Свежий шашлык, сделанный всем коллективом, и молодое крымское вино стали прекрасным завершением насыщенного событиями дня.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера

Продолжение следует…

Текст: Эрнст Антонов
Фото: Эрнст Антонов, Максим Ковалев, Геннадий Федоренко