Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

17.08.16

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Хорошего настроения, друзья, и четности!

Итак, продолжаю свое повествование. Напомню, первая часть рассказа закончилась прекрасным ужином в районе Тарханкутского маяка. Утро добрым все-таки бывает. Наскоро позавтракав вездесущими пряниками, решили собрать лагерь и двинуться вдоль моря от маяка к Атлешу. Задача была нырнуть возле одного интересного кораблекрушения. К сожалению, несмотря на солнечную погоду, ветер стал потихоньку раздувать, и спуск на высоту 3-4-этажного дома вместе со снаряжением, затем сноркелинг метров на четыреста, дайвинг и обратно подъем на ту же высоту уже не казались простой задачей…

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Красота. Вот что люди ценят на Тарханкуте! И еще видимость. Порой до 35 метров под водой! В Черном. Море. Навернув на машине километров пять, по дороге останавливаясь сфотографироваться в культовых местах – к примеру, там где снимали фильм «Пираты XX века» – подъезжаем к памятной стеле, посвященной спуску под воду первого в СССР подводного дома. Рядом знаменитая Чаша Любви, но туристов в это время нет, как и дайверов.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Отступление №2. О бензине. Несмотря на то, что уже некоторое время Крым российский, я не заметил крупных игроков в сфере «бензоколоночного» бизнеса. Присутствует, по моей памяти, около 12 различных брендов. Не в целях рекламы, а на собственной шкуре и исходя из кошмарного вида фильтра, вытащенного из топливного бака, советовал бы вам заправляться в Краснодарском крае. Хотя есть два местных игрока, которых мне рекомендовали крымские друзья. Это случилось после того, когда в разгар солнечного дня они показали мне снятые на видео брызги воды, периодически вылетающие из моего глушителя.

Итак, мы на Атлеше. Рядом с небольшой будкой стоит машина, а подошедший из нее парень, указывая на красивый катер в море, спрашивает: «Не хотите заказать морскую прогулку?» Разговорились. Я пробую торговаться. По самому минимуму катер на час-полтора выйдет в районе 1500-1800 рублей на всех. Но энтузиазма на лице напарников я не вижу. Деньги в Крыму, как и в Краснодарском крае, зарабатываются небольшие, есть у людей еще зарплаты по 7500 рублей, и живут. Парень-лодочник ждет, мотаю головой в отказ и задаю ему мучавший меня вопрос: «Ты с Запорожья?» Резкая перемена в лице: «Не, я с Донбасса…» Блин, ну врать зачем? По мне так все люди – братья! Я друзей не по месту жительства и национальности выбираю…

Спонтанно решаем здесь не нырять, а ехать в Форос. Только не на горбачевскую дачу, а на рэк, лежащий в Форосе – бывший пароход «Ростов». Решение сложное, дорога очень длинная, но попробуем...

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

После Симферополя, на повороте к Севастополю, делаем короткую остановку для отдыха. Звоню жене домой, прошу зайти на Гисметео и посмотреть направление ветра. Извините, интернетом на телефоне не пользуюсь, селфи страдаю только подводным. Слабый западный ветер вечером в Форосе. Непонятный мне по видимости, но хорошо хоть слабый.

Севастополь пролетаем по объездной. С сожалением смотрю на изумительно красивые виды окрестностей. С левой стороны по ходу движения вид на площадку байк-шоу – куча раритетных машин, фигуры из железа, всякие фишки… Уважаю байкеров и их тяжелый труд. По расходам на снаряжение и бензин их увлечение сопоставимо с дайвингом.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Наконец-то мы в Форосе. Маленький уютный поселок с одной центральной улицей и собственным лесопарком. Здесь рядом с объектом нашего погружения находится правительственная дача. Спускаемся по изогнутой серпантином улице к морю и упираемся… правильно, в шлагбаум!

Вежливый смотритель ворот отсылает нас к старшему по смене, тот к заму по охране, тот к начальнику, от него к зам.директора гостиницы… Если учитывать, что мы только проехали более 260 км, время к вечеру, а гостиница на серпантине, и один начальник от другого находится в метрах 500, вы можете представить мое состояние.

Не знаю, что повлияло на решение зам.директора гостиницы – молодого элегантного человека в стильном костюме. Мое ли одухотворенно небрито-загорелое лицо, удостоверение ли члена РГО или беззеркалка на взводе в правой руке, но разрешение заехать на бетонку пирса мы получили.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Собираемся быстро, насколько это возможно. Рядом КАМАЗ вываливает кучу щебенки, Крым готовится к сезону.

Отступление №3. Вспышка у меня подводная, японской фирмы «Зи энд Зи». Купил давно, пользуюсь лет шесть уже. Прямо чудеса с ней… Первый раз затекла в 2013 году, когда снимал минный заградитель «Буг». Сейчас, в 2016 году, история повторилась. Там же! Спасибо Геннадию Федоренко, спас ситуацию. Наскоро почистив спиртовой салфеткой и выкинув мокрые аккумуляторы, вставляю Генин «Энелоп». Индикатор светится! Кто снимал на 18 метрах в Черном без вспышки, тот меня поймет.

Итак, одевшись и прогулявшись с полной снарягой метров сто, мы с Максимом и Пашей плюхаемся широким шагом с пирса в воду. Реально холодно. Смотрю на «Суунту», она рисует мне 10 градусов тепла. Нам приходится, обогнув пирс, идти на ластах вдоль линии мутной и прозрачной воды. Ориентир – огромные камни у уреза воды. Падаем вниз, идем по дну к берегу. Из полумрака медленно выплывает громада кормы с большим гребным винтом. Пашка потерялся, Макс вяжет конец к корме и поддувает буй – конечно, Aqua Lung, а что? Эту красно-черную «сосиску» очень даже далеко видно!

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

2. Транспорт №57. Принадлежность России. Бывший почтово-пассажирский пароход «Ростов».

Пароход красив, если это применительно к рэкам. От целой кормы метров через пять к носу остается только скелет, который быстро сменяется громадной кучей обломков, разбросанных по дну. В стороне твердо стоят на дне паровые котлы, на их фоне Максим кажется маленькой фигуркой. Исследуем, фотографируем, снимаем видео.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Вдруг из кучи железа на дне появляется Павел, в руках большая камбала. Мыча, Паша показывает на мой фотоаппарат, делаем несколько снимков и отпускаем рыбину. Камбала, как подбитый немецкий истребитель, пикирует на дно, делая красивый вираж, фотик за ней не успевает… Мотаясь вдоль железа, забываю о рэке и переключаюсь на скатов. То один, то другой появляется со дна и улетает в сторону. Причем, не один и тот же. Апофеозом под конец погружения стала стая скатов в 9 особей, спокойно лежавшая на песочке на глубине 12-14 метров.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

С учетом того, что до выхода из воды метров 150, газа осталось всего бар 50, а погоду я не посмотрел, решаю, плача про себя, возвращаться. Перед пирсом вышел на поверхность, немного колбасило. Завернул за пирс, а там Павел уже помог со скубой. Выходить пришлось с набежавшей волной на высокий пирс.

Дело к вечеру. После длинной дороги и погружения накопилась усталость, но хотелось сделать красивую панораму с горы. На узком серпантине Максим, бывавший уже здесь раньше, возглавил нашу колонну. Очень красивый храм и вид на море. Зашли, поставили свечки, в планах было снять закат в Ялте. Увы…

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Моя машина. Она не завелась даже после того, как я с вытаращенными глазами проехал, почти без тормозов, метров 300 по серпантину, пытаясь её завести. Хотя друзья отговаривали от экстрима. После этого мы полностью её разобрали, вплоть до топливного фильтра в баке. Причину не нашли. Вызванный по телефону автоэлектрик приехал через два часа, уже наступили сумерки. Дело оказалось в контактной группе, которую наскоро «подшаманили».

С грустью проезжал ночную Ялту, Алушту, «Артек». Понимая, что не скоро теперь сюда приеду. По дороге Гена с Галей остановились – они устали и решили домой возвращаться самостоятельно. Где-то во втором часу ночи мы заехали в Феодосию. Довезли Павла домой и помогли с разгрузкой вещей. Мы остались с Максимом вдвоем из команды. Проехал всего полкилометра по городу, как услышал металлический треск, Макс засигналил сзади, из-под капота повалил черный дым… Потушили. Не буду писать все подробно, ночью я спал в машине возле СТО.

Отступление №4. Друзья, настоящие, действительно познаются в беде. Только благодаря Максиму и его помощи мне удалось справиться со всеми моими проблемами. Огромное спасибо ему и его семье!

Итак, следующие полдня мы посвятили моей машине и договорились о погружении на завод «Гидроприбор» в Орджоникидзе с Ильей. После обеда вновь сходили на дачу Стамболи. Там полным ходом шла подготовка к встрече премьера. Меня никогда не перестанет умилять, как восемь дядек в строгих черных костюмах командуют пятью замученными грузчиками. Что в Краснодарском крае, что в Крыму – ситуация при встрече важных персон аналогичная. Несмотря на подготовку, музей работал, и мне удалось (было свободное время!) оставить свой комментарий в книге отзывов. Позже, через три дня, премьер оставит свой отзыв рядом.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Ночевали на городском пляже. Ближе к вечеру к нам присоединился еще один «приключенец», Дмитрий Апальков. Дима работает в Керчи, живет в Краснодаре, а путешествует по всему миру. Интересный собеседник. Утром еще присоединяется Влад Дадченко – известный феодосийский подводный фотограф. Едем через город, короткой дорогой, в Орджоникидзе.

Делаем остановку на набережной, потом заезжаем в гаражи. Там нас встречает Илья – работяга, дайвер и знаток здешних мест. Не буду писать, как попасть на завод, узнавайте у Ильи. Но через полчаса мы были у заводской гавани.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

3. Завод «Гидроприбор» – бывший секретный объект в поселке Орджоникидзе в Крыму, засекреченный завод по производству торпед и глубинных бомб.

Даже сейчас масштабы завода, сооружений, причала поражают. Это было очень мощное предприятие. Конечно, все строилось при СССР и сейчас пришло в упадок. Вроде, собираются восстанавливать. Быстренько осматриваемся и фотографируем, что можно. У Ильи еще клиенты, плюс проблемы у рыбаков. Попросили помочь с поиском якорей. Максим у нас самый «долгодыхающий» – не представляю вообще, чем он дышит, с глубины выходит всегда крайним. Мне скучно и я напрашиваюсь в лодку, вдруг пригожусь. Пока Макс «буит» якоря, делаю обзорные панорамы.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Видимо, разыгрались магнитные бури для машин и катеров. Двигатель в лодке глохнет и изредка чихает. Другая лодка далеко, но все в черте берега. Прощаемся с рыбаками, они к этому привычные, и вплавь добираемся до берега. Я в костюме 7 мм, но без ласт и грузов, и для зрителей, наверное, напоминаю большого королевского пингвина на поверхности.

Собрались, ушли под воду. Сначала шлюзы, видимость около 3 метров, вполне достойная. Темно, много металлоконструкций, железа и медуз у поверхности. Можно снимать красивые фильмы про боевых пловцов. Дмитрий взял Гоупро, впечатлений у него масса. Ребята здесь в первый раз, я уже был лет пять назад. Меня больше интересует торпедолов – катер, подбиравший учебные торпеды. Переплыв на трубке вход в гавань, ухожу к нему. Вода градусов 12, глубина побольше. Но видимость… шепчет!

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Красивый рэк для дайверов. Есть два входа внутрь. Часть механизмов еще осталось. Очень интересно идут солнечные лучи через дыры. Было интересно залезть в кормовой трюм. В первый мой поход была сплошная муть. Но воздух заканчивается, надо выходить. Все радостные, довольные.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

На берегу пара дайверов с Ильей готовится к погружению. Переодевшись и дотащив снаряжение до машины, ребята решают прогуляться по берегу к бухте Лаваш. Я, любитель гор, лезу вверх по горе. Достаточно трудно, скажу я вам. Но какой шикарный вид открывается… Закачаешься в прямом и переносном смысле. Спуск оказывается более тяжелым – да и вообще, туда лазить, по-видимому, нежелательно. Старая колючая проволока с изоляторами наводит на нехорошие мысли. Внизу подтянулся Илья с клиентами, жители Московской области, однако. Нормальные ребята, поделились со всеми вкусным хлебом и чаем, я из-за машины поломанной своей совсем про еду забыл.

Обратно по дороге в Феодосию просто замечательные виды. Айвазовскому было что рисовать.

Наша маленькая экспедиция закончилась благополучно, машину сделали, мы хорошо поныряли, почувствовали настоящий вкус походного детства.

Крым. Бортовой журнал экономного дайвера. Часть вторая.

Резюме. Конечно, как дайверу с опытом, мне бы хотелось понырять в новых для меня местах, например на Кубе или в Индии. Но если сложить все факторы воедино – друзей, семью, бюджет, ночь у костра и шашлык, незабываемую природу и чистое Черное море… то вам в Крым. Однозначно, как говорит Владимир Вольфович.

С уважением ко всем, дочитавшим мой опус,
Эрнст Антонов

Фото: Геннадий Федоренко, Максим Ковалев, Влад Дадченко, Эрнст Антонов