ym

Продолжение рассказа Эрнста Антонова. Первую часть читайте здесь.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Итак, продолжаю рассказ о своих крымских приключениях.

Немного о дайвинге в Крыму. Я бы условно разделил его на три позиции. Первая и самая важная для вас, читатели! Это организованный дайвинг, дайв-центры или дайв-клубы, уже имеющие хорошую репутацию у клиентов и работающие на протяжении многих лет. Руководимые такими умными и хорошими людьми как Алексей Мардасов и Оксана Истратова, а также очень неплохая «Команда Экс», которая работает на юго-западе, в районе Тарханкута. У них налажена вся цепочка – встреча, жилье, трансфер от гостиницы до судна и обратно, питание и, самое главное, комфортные погружения и обучающие курсы. Мало того, они с удовольствием пообщаются на недайверские темы (в свободное от работы время) и посоветуют, какие достопримечательности в Крыму вам стоит увидеть. Тем более, возможность как технического дайвинга, так и интропогружения, и близкое расположение первых двух дайв-клубов к городу-герою Севастополю «добавляет очков» к выбору в пользу этих дайв-центров.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Вторая позиция – это временные дайв-центры (как со всей России, так с Украины), приезжающие работать сезонно, или отдельные местные граждане, имеющие желание и возможности организовывать погружения в отдельных точках побережья. Здесь бы я вам советовал «держать ухо востро» и перед тем, как нырять, проверить все – от сертификации инструктора, исправности и износа снаряжения, до состояния транспортного судна и качества воздуха в баллонах. У вас это займет от 5 до 10 минут внешнего осмотра со спокойной тактичной беседой, и если что-то вас не устроит – цена или лодка, или просто не понравится человек – то нырять не стоит. Из моей практики могу рекомендовать, с положительной стороны, понырять с Ильей из п. Орджоникидзе, у него из подводных объектов – завод «Гидроприбор» и немецкая БДБ времен ВОв. Человек он ответственный и хороший.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Третья позиция – к ней, во многом отношу и себя. Это нырять со своими проверенными крымскими друзьями, большей частью такими увлеченными «одиночками», как я сам. Либо нырять и работать в составе периодически проводимых подводно-поисковых или подводно-археологических экспедиций, организуемых такими интернет порталами единомышленников, как www.wreck.ru, или официальными учреждениями, как Крымский центр черноморских подводных исследований.

С крымскими друзьями вы можете съездить и понырять в удивительных, богом забытых уголках, как на Азовском, так и на Черноморском побережье Крыма. Разделив напополам все тяготы и удачи такого похода. Например, на Генеральские пляжи Азова. Красотища страшная!

С «официалами» вы можете прикоснуться к подводной стороне нашей истории, исследовать затонувшие города, такие как Акра, или старинные суда. И, возможно, если ваш вклад в подводные работы будет значительным, ваше имя тоже останется в истории. Один небольшой минус: не забывайте, что в экспедиции набирают, в основном, волонтеров и требуют вашего незначительного и финансового участия. С финансированием у всех ученых в мире одинаково плохо – его постоянно не хватает.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Но вернемся ко дню сегодняшнему. Остановился я на раннем утре в Феодосии.

Утро началось с поездки на… «спасалку», так в простонародье называется спасательная станция, теперь уже МЧС, в Феодосии. Именно там работают два моих друга – Аркадий и Павел. Я ходил с ними в море в далеком 2011 году, именно тогда мы ныряли в районе бухты Лаваш и обследовали подводную часть завода «Гидроприбор», занимавшегося выпуском и испытанием торпед в СССР. На сегодняшний день была предварительная договоренность о погружении на транспорт «Жан Жорес» в рамках фото и видео фиксации для создания последующей экспозиции в музее.

Теплоход (грузовой) «Жан Жорес» был построен в далеком 1930 году в Ленинграде, а уже весной следующего года вошел в состав флота. Наиболее известен по эпизоду 1933 года. Тогда судно доставило из Генуи в СССР писателя Максима Горького с семьей. Несколько раз теплоход участвовал в различных эвакуационных мероприятиях, уже будучи в составе Черноморского пароходства. 16 января 1942 года, когда немцы были на окраине Феодосии, судно при отсутствии лоцмана и буксира вышло за пределы фарватера и подорвалось на мине. Спасти судно не удалось, командование приказало открыть кингстоны, и судно затонуло. В трюмах на тот момент находилось несколько 152 мм гаубиц, много снарядов к ним (более шестисот), а также несколько тягачей ЧТЗ. Видимость «на удачу», из-за берегового течения со взвесью ила, но часть корабля – нос, корму или надстройку, вы всегда сможете осмотреть. Не забывайте про то, что с 2013 года это судно входит в список охраняемых государством памятников истории.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Встретили хорошо. Быстро собрались, быстро дошли, долго и «вдумчиво» поныряли. Благо видимость для этого места была просто удивительная – почти 8 метров. Я считаю, что теплоход – один из знаменательных рэков Крыма. Он огромен, интересен и до сих пор полон тайн. В прошлом году сотрудники центра черноморских исследований предотвратили случай мародерства на нем. Сдатчики металлолома пытались поднять фрагмент металлоконструкции. К сожалению, добытчики артефактов по-прежнему не оставляют рэк в покое. В 2015 году, в честь 70-летия Победы, группой дайверов портала wreck.ru, совместно с сотрудниками центра, в районе надстройки была установлена памятная табличка.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

А в 2016 году на базе центра-дачи Стамболи планируется провести небольшой симпозиум, посвященный охране и памяти этого исторического объекта времен Великой отечественной войны. Вы также, при желании и возможности, можете нырнуть к этому объекту с сотрудниками центра, если не имеете никаких «негативных» желаний. Во время моего погружения мне удалось сделать неплохой обзорный снимок тягача лежащего по правому борту судна, а также ряда помещений и артефактов на судне, что при другой видимости не представлялось возможным.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

День выдался напряженным, помимо погружения на «Жан Жорес», мы с Павлом Озеровым ходили на «резинке» в район Двуякорной бухты для поиска нового объекта. Увы, найти его нам не удалось. Возвращались уже некомфортно, по высокой волне. А следующим днем предстояли сборы в экспедицию.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Немного предыстории… Месторасположение предположительно турецкого парусника времен русско-турецкой войны было известно еще в 2011 году, когда его случайно нашел подводный охотник из Керчи Максим Ковалев. Но тогда разные причины (то задержка с оформлением официальных бумаг, то неблагоприятные погодные условия и видимость, то недостаток хотя бы минимального финансирования исследований) не позволили произвести даже детальную разведку объекта. Этой осенью сложились все условия, чтобы попробовать сделать это.

Загрузив снаряжение и необходимое оборудование в Феодосии в филиале черноморского центра подводных исследований, мы с женой и двумя сотрудниками центра под руководством зам.начальника В.В.Вахонеева выдвигаемся в сторону села Заветное Ленинского района, в район нашего временного базирования. Наш товарищ в Керчи будет ждать нас на месте. Прибыли уже вечером, разместились на небольшой, но уютной базе. Обсудили план работ на завтра. Решили стартовать рано утром, ведь путь от базы до точки погружения составляет не менее 8 км, а видимость лучше рано утром, когда море стоит.

Любители чистых машин отдыхают! Если идешь вторым в колонне, даже на дистанции, то в крымских степях твоя машина покрывается тонким липучим налетом трудно смываемой пыли – кто был на Тарханкуте, тот знает. Дорога до места исследований местами ухабистая, а иногда надо ехать след в след – так сильно размыта и глубока колея. Зато виды открываются замечательные, «непуганые»…

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Если вы занимаетесь подводными исследованиями, то для вас не должно составить труда стащить килограммов 40-50 снаряжения по узкой тропке вниз к морю с высоты 4-этажного дома. А вот подниматься обратно после часового погружения сложно.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Акватория, да и сами окрестности мыса Такиль производят неизгладимое впечатление! Высокий изрезанный берег с фрагментами древних строений, нежно-зеленой травой и яркими цветами. Удалось внимательно изучить развалины древнего маяка. Пляж полон различных ракушек, огромные валуны разделяют маленькие уютные песчаные бухты. Но нас ждала работа.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Быстро одевшись и доплыв до места кораблекрушения, примерно метров 100 по поверхности, мы приступили каждый к своей работе. Максим Ковалев производил круговой осмотр и поиск, постепенно наращивая окружность вокруг останков парусника. Виктор Вахонеев составлял приблизительный общий план кораблекрушения, занося данные на планшет. Я пробовал делать фото и видеофиксацию отдельных фрагментов. Так незаметно на глубине трех метров пролетел час.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

После отдыха и обеда на базе мы вернулись на место. Видимость заметно ухудшилась, и было решено сделать пробные шурфы в отдельных точках кораблекрушения. Работали потихоньку руками в перчатках, размывая грунт и подолгу ожидая пока осядет взвесь. Я наткнулся на явно горевший фрагмент судна, зафиксировал место. Уникальную находку сделал Максим, ему (предположительно) удалось найти место корабельного плотника, на что указывало наличие большого количества сцементировавшихся с подводным грунтом медных гвоздей и фрагментов медной обшивки внешней части корабля. Именно по гвоздям, а точнее по их форме, можно приблизительно судить о возрасте парусника. Радостные, мы возвращались на базу.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Следующий день, а точнее утро порадовало нас еще большой видимостью под водой, столь нехарактерной для этого места. Удалось сделать много удачных фотографий, а также быстрее справиться с рутинной работой. Более официальную информацию вы можете прочитать здесь.

Остаток своего недолгого отпуска я посвятил Феодосии, жене, друзьям и «нырялке». Глупо было не сходить на новое для меня место погружения. И хотя находится оно недалеко от берега и на небольшой глубине, побывать на «Кара Кермен» хоть раз, но надо.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Шаланда «Кара Кермен» была одной из пяти шаланд, построенных в 1900 году в Австро- Венгрии. Ранее была приписана к Николаевскому порту, позднее переоборудована из паровой шаланды в наливную шхуну, работала на пополнении запасов воды для судов в Керченском порту. Во время Гражданской войны перевозила различные грузы. Осенью 1920 года вроде бы участвовала в эвакуации частей Белой армии, но каким образом шхуна из Керчи оказалась и погибла в Феодосии… Сие остается загадкой. Рэк почти замыт песком, но небольшая глубина (5-7 метров), слабые течения и неплохая, для Черного моря, видимость делают погружения очень комфортными для новичков. Для подводных фотографов любимое место – фрагмент кормы с надписью «Кара Кермен. Николаев». К сожалению, части букв уже нет, но надпись еще читается.

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

Итак, итоги. В Крым, несмотря на некоторые неудобства, ныряющей братии стоит и нужно ехать. Каждый сам, по своим желаниям и возможностям, может выбрать себе места погружений, дайв-центр или напарника, условия проживания, питания и времяпрепровождения. Единственное, всегда помните о личной безопасности, о своей семье и данных обязательствах. В совокупности, это дисциплинирует.

P.S.: В апреле 2016 года стартует очередная подводно-поисковая экспедиция Александра Владимировича Елкина (wreck.ru). Планируется часть экспедиции провести на Таманском полуострове, часть под патронажем Черноморского центра подводных исследований в Крыму. Экспедиция волонтерская, самофинансирование, и если я выкручусь или случайно выиграю в «Поле Чудес», я обязательно в ней буду участвовать. Присоединяйтесь, если любите Черное море и приключения! Они ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ!

Сентябрь 2015-го. Крым. Подводная археология и не только… (часть 2)

С уважением,
ваш Эрнст Антонов

Текст: Э.Антонов.
Фото: Э.Антонов, М.Ковалев, В.Дадченко.

 

Другие статьи рубрики: География дайвинга