ym

Во время вашего отпуска появилась привлекательная возможность совершить рэк-дайв на 33 метра. Вы никогда не были так глубоко. Должны ли вы погружаться?

С большей глубиной риск получения декомпрессионной болезни и азотного наркоза увеличиваются. Но все же этими рисками можно управлять, если пользоваться правильным оборудованием, опытом и следующим планом подготовки.

1. Решите, готовы ли вы

Для того, чтобы решить, готовы ли вы к погружению, рассмотрите:

Ваш опыт погружений

Сколько погружений вы сделали с момента получения карточки OWD (дайвер открытой воды)? Начинающих дайверов просят остаться на глубине не превышающей 18 м для лучшей отработки необходимых навыков и привыкания к условиям повышенного давления. Добейтесь комфортного плавания на мелководье, прежде чем идти глубже.

Ваше самое глубокое предыдущее погружение

Начинайте с мелководья

Как глубоко вы уже были? Как часто вы совершаете глубокие погружения. и как давно было последнее из них? Лучше увеличивать глубину постепенно. Совершите несколько дайвов на 24 метра прежде чем попробуете опуститься на 33. Помните, что не погружаясь длительное время, вы теряете навыки. Поэтому пробные погружения должны быть совершены в течение последнего года.

Как вы чувствовали себя во время последнего погружения? Если у вас были проблемы на 24 метрах, не думайте, что все будет нормально на 33 метрах.

Ваше снаряжение

Разумеется вы должны быть экипированы должным образом, и все ваше оборудование должно быть в хорошем состоянии. Конечно же ваше снаряжение не обязательно должно быть самой последней разработкой, но оно должно полностью соответствовать предстоящему погружению. На глубине 33 метра нет ничего такого, чтобы забыть о кнопке поддува вашего компенсатора или незаметить запотевание маски. Вы должны уверенно пользоваться свои снаряжением, чувствовать его, если хотите, прежде чем начнете свое глубокое погружение.

Опыт и снаряжение вашего партнера

Подготовленный бадди должен определить параметры и пределы погружения. Сопротивляйтесь влиянию бадди, если вы не согласны с его планом. Не стесняйтесь отвечать отказом на его слова "Расслабься! Все будет отлично!" или свои "наверное, он знает, что делает". Когда вы нервничаете и беспокоитесь по поводу предстоящего погружения, собственная гордость может помешать посмотреть на план погружения трезвым взглядом.

Условия погружения

Кому-то необходимо оставаться на борту судна

Большое количество погружений можно отнести к глубоководным. Так, 33-метровое погружение в теплой, прозрачной, спокойной воде Карибского моря не может сравняться с 21-метровым погружением в холодную воду с сильным течением, какую можно встретить у рэка New Jersey. Существует масса причин, вызывающих стресс и потому усложняющих погружение. Глубина - только одна из них, другие - холод, течение, низкая видимость, волнение моря, вес снаряжения. Очень большими факторами стресса являются беспокойство и усталость.

Команда поддержки на поверхности

Кому-то необходимо оставаться в судне (лодке) на поверхности, чтобы контролировать ситуацию со стороны, проверить надежно ли судно стало на якорь, оказать помощь в случае необходимости. Имеется ли дополнительный запас воздуха на судне? Есть ли кислород на борту? Радио? Есть ли рекомпрессионная камера, доступная в течение нескольких часов? Можно ли положиться на дайвмастера, капитана и команду судна?

Ваши мотивации

Наконец, спросите себя, почему вы вообще собираетесь делать это погружение. Желание просто увидеть этот объект, этот рэк, является достаточной причиной. Решение сделать осторожное и благоразумное погружение для увеличения вашего опыта для следующей поездки на Трук, также является хорошей причиной. Причина "каждый делает это, я не хочу выглядеть слабаком" не является удовлетворительной.

2. Подготовьтесь сами

Если вы и ваш партнер решили сделать глубокое погружение, необходимо делать тренировочные дайвы, чтобы приобрести необходимые навыки и проверить снаряжение.

Работайте над своей нейтральной плавучестью

Все отлично!

Возьмите минимальный вес, позволяющий вам зависать на глубине 5 метров при почти пустом баллоне. Переизбыток грузов требует большего количества воздуха в вашем компенсаторе. Избыточный воздух сжимается с глубиной, так что ваша плавучесть по мере погружения колеблется все больше и ей все сложнее управлять.

Оцените потребление воздуха

Кто из вас с партнером заканчивает погружение с большим количеством воздуха? Планируйте глубокое погружение, учитывая это обстоятельство.

Определите неполадки снаряжения

Мелководные погружения дают вам прекрасную возможность удостовериться в надежности вашего оборудования, а также проверить правильно ли оно отрегулировано и настроено.

3. День погружения

Будьте отдохнувшим

Рано ложитесь спать перед утренним погружением. Усталость предрасполагает вас к декомпрессионной болезни, азотному наркозу и, что вероятно более важно, небрежности действий.

Пейте воду

Обезвоживание также повышает риск декомпрессионной болезни, а также ведет к более быстрому уставанию организма. Заранее ограничьте потребление алкоголя и кофеина, так как позже, через несколько часов, это приведет к обезвоживанию организма. Пейте больше воды - приблизительно две дополнительных кварты в день.

Будьте "зеленым"

Оставайтесь в зеленой зоне показаний вашего компьютера. Если вы собираетесь делать несколько погружений в день, лучше, если наиболее глубокое будет первым по счету. Конечно, принцип "Сначала надо делать самое глубокое погружение" больше не является абсолютным правилом, так как дайв-компьютер может следить за вашим уровнем насыщения азотом довольно точно, но это - все еще мудрая практика. Любой выход из зеленой зоны, который вы совершили в предыдущем погружении, уменьшает Ваше безопасное время при глубоком погружении.

Планируйте погружение

Время для более полного и детализованного планирования погружения, чем это нужно на мелководье. Помните, что план должен основываться на способностях наименее подготовленного партнера (см. табл. "Планирование глубокого погружения"). Столь же важным как время, глубина и выбор маршрута, является планирование возможности взаимоконтроля Вас и партнера. Если кто-то из вас имеет хоть какие-то сомнения перед дайвом, от него необходимо отказаться.

Проверьте напарника

Проверьте снаряжение друг друга. Удостоверьтесь, что каждый из вас располагает и знает как использовать октопус, инфлятор, и систему сброса грузов.

Окончательное решение

Учитывая предыдущие пункты необходимо решить, делаете вы с напарником погружение или нет. Посмотрите друг на друга: все нормально? Конечно, фактически, это еще не окончательное решение, потому что Вы или Ваш партнер можете прервать погружение в любой момент, когда сочтете необходимым. Никто из вас не должен смущаться и бояться сказать "стоп".

4. В воде

Следите за своей плавучестью

Следите за своей плавучестью

С большей глубиной из-за сжатия воздуха в компенсаторе и гидрокостюме ваша плавучесть будет колебаться сильнее. Скорость спуска может увеличиться так сильно, что остановиться на нужной глубине может быть очень трудно. Для компенсации отрицательной плавучести вы можете истратить слишком много воздуха.

Аналогично, вы можете легко потерять контроль скорости всплытия, если не тщательно не будете следить за этим и постоянно стравливать излишки воздуха из компенсатора.

Следите за частотой дыхания

Медленное глубокое расслабленное дыхание особенно важно в течение глубокого погружения, потому что воздух, который вы вдыхаете, намного более плотный, чем у поверхности. Из-за перепадов давления между баллоном и легкими наблюдается неравномерная скорость течения воздуха, создающая многочисленные завихрения потока. Эти паразитические завихрения усложняют дыхание, вы вынуждены прилагать большие усилия для дыхания. С глубиной более плотный воздушный и стремительный воздух создает большее количество завихрений. Чтобы избежать их необходимо сохранять медленный темп дыхания при погружении.

Потребление более плотного воздуха, кроме того, означает и большее количество молекул материала, которое должен обрабатывать ваш регулятор на каждом дыхательном цикле. Быстрое дыхание может увеличить расход воздуха даже технологичного регулятора.

Неглубокое дыхание имеет тенденцию к повышению частоты вздохов, а, следовательно, и к более быстрому накоплению CO2 в вашем организме.

Высокое содержание диоксида углерода, которое может быть вызвано большой работой дыхания. Происходит смена темпа дыхания на более быстрое и поверхностное. Теперь вы находитесь в "замкнутом круге": дышать тяжелее, потому что вы дышите тяжело, и в ваш организм попадает все меньше и меньшее количество чистого воздуха, обогащенного кислородом.

Наконец, поверхностное, быстрое дыхание - ранний признак беспокойства. Если к тому же дышать становится тяжелее, то беспокойство может перерасти в панику.

Что делать? Постарайтесь остановиться и на месте восстановить дыхание в покое. Вдохните медленно и глубоко, пробуя полностью заполнить ваши легкие. Затем полностью выдохните. Повторяйте это еще и еще раз, пока вы не расслабитесь.

Следите за приборами

Значения глубины, давления воздуха и бездекомпрессионного предела по мере увеличения глубины изменяются более быстро. В то же время, допустимый, безопасный уровень совершаемых ошибок становится все меньше - последствия становятся все более серьезными. Проверяйте свои приборы более часто, чем вы делаете это на месководье.

Следите за партнером

Следите за партнером

Наблюдайте за бадди более часто, чем вы это обычно делаете. Некоторые бадди видят партнера при каждых трех из пяти дыхательных циклов. Ищите признаки стресса, подобно быстрому дыханию, судорожным движениям и взгляду с широко открытыми глазами. Был ли на ваш знак "OK" быстрый и спокойный ответ? Время от времени проверяйте приборы партнера и давайте ему смотреть на свои.

Погружайтесь по плану

Следуйте разработанному плану погружения. Особенное внимание уделяйте максимальной глубине, времени на дне и времени или давлению воздуха в начала вашего подъема к поверхности.

Исключение: никогда не отказывайтесь начать подъем ранее, чем вы намечали, если быстрее закончился воздух или кто-то из вас чувствует недомогание.

Всплывайте раньше и медленнее

Вероятно, самая большая опасность при глубоких погружениях находится в подъеме на поверхность. Ваша плавучесть изменяется быстрее, чем ранее, поэтому легко потерять контроль скорости подъема и пропустить точку декомпрессионной остановки. Если вы быстро использовали воздух, то это может подтолкнуть вас к быстрому энергичному всплытию, что является большой опасностью.

Для большего контроля над скоростью всплытия постарайтесь найти и использовать ходовой конец, якорную цепь или швартов. Начните рано стравливать воздух из компенсатора. Не используйте надутый компенсатор в качестве аэро-лифта. Вместо этого, сохраняйте нейтральную или даже слегка отрицательную плавучесть и поднимайтесь при помощи ласт.

Начинайте ваш подъем с достаточным количеством воздуха, планируйте его очень консервативно. Некоторые водолазы следуют правилу третей, используя первую треть воздуха для спуска и исследования дна, вторую треть для подъема, сохраняя последнюю треть в качестве резерва. Это значит, что, если в начале погружения у вас 200 бар (3000 psi) воздуха, то подъем необходимо начинать, когда это значение снизится до 135 бар (2000 psi).

Другой способ - расходовать 7 бар (100 psi) на каждые 3 метра (10 футов) подъема. Тогда необходимо иметь резерв как минимум в 35 бар (500 psi). Итого для подъема с глубины 33 метра (110 футов) необходимо иметь около 110 бар (1600 psi) (100 * 11 + 500 = 1600).

Насколько консервативным будет ваш план погружения, будет зависеть от вашего с партнером опыта и скорости дыхания (расходования воздуха).

Если у вас появились сомнения по поводу достаточного количества воздуха для поддержания равномерной скорости всплытия 9 метров (30 футов) в минуту, поднимайтесь быстрее сначала (скажем, со скоростью 18 метров в минуту), а затем сбросьте скорость до 9 метров в минуту.

Даже если вы достигнете отметки в 4.5 метра (15 футов) с давлением менее необходимых 35 бар (500 psi), используйте воздух для последней декомпрессионной остановки.

Помните что все погружения, и особенно ниже 18 метров, являются декомпрессионными. Медленная скорость всплытия и декомпрессионная остановка на 4.5 метрах дают тот же результат, как и длительные остановки. Не игнорируйте это правило.

5. После погружения

Отдыхайте

Даже если вы не нарушили бездекомпрессионных пределов, вы накопили в организме большое количество азота, и возможна декомпрессионная болезнь. По крайней мере час избегайте физических нагрузок и пейте много воды. В насыщенных жидкостью тканях организма газообмен и рассыщение азота идет быстрее.

Отложите авиа-перелет

Главный совет DAN (Divers Alert Network): дайвер должен выждать 12 часов после одного бездекомпрессионного погружения и "больше, чем 12" после запланированного декомпрессионного погружения, многократных погружений или нескольких дней постоянных погружений. Лучше поместите ваше глубокое погружение в последнюю категорию.

Сколько это "больше чем 12"? Так как в ходе глубокого погружения можно нарушить пределы бездекомпрессионного погружения, наиболее безопасным для вас будет воздержаться от перелета в течение по крайней мере 24 часов.

Приложение. Планирование глубокого погружения

Предварительное планирование погружения очень важно, поскольку кроме всего прочего позволяет существенно снизить уровень стресса перед погруженем и, тем самым, снизить количество совершаемых ошибок. Процесс планирования также дает возможность более тесно познакомиться с Вашим бадди до погружения.

Основные элементы планирования:

  • Цель дайва и профиль погружения (маршрут)
  • Оценка времени, глубины и расходуемого воздуха - Особенно важно, когда бездекомпрессионный предел при вашем погружении составляет всего несколько минут. Рассчитайте время и давление воздуха которые необходимы для безопасного возвращения на поверхность.
  • Состояние - Достаточно ли хорошо чувствуете себя вы и ваш партнер для предстоящего погружения? Учитывайте глубину, видимость, течение, холод и т.д.
  • Снаряжение - Проверьте вашего бадди. Где его инфлятор, альтернативный источник воздуха, пряжки грузовой системы и т.п.?
  • Связь - вы понимаете сигналы друг друга?
  • Процедура поиска бадди - Что вы будете делать, если разделитесь?
  • Действия в аварийных ситуациях - Вы должны быть готовы к различным неожиданностям. Продумайте, что вы будете делать в случае недостаточного количества воздуха, запутанности в сетях и т.п.
Другие статьи рубрики: Общие вопросы дайвинга