ym

Три дайвера беспомощно наблюдают за тем, как их дайв-бот растворяется за горизонтом, а их относит совсем в другую сторону. Что бы вы сделали на их месте?

Часто говорят, что Мерфи жив - по крайней мере, его законы уж точно чувствуют себя неплохо. Когда вещи идут неправильно, тщательный план, составленный до погружения, может стать критически важным для безопасности дайверов. Вот, что случилось с несчастной группой опытных рэк-дайверов.

Погружение

Дайверы спланировали сложный рэк-дайв в условиях сильных течений Флоридского пролива. Группа состояла из инструктора Шона и двух его студентов Тома и Бена, которые проходили курс проникновения в затонувшие объекты (wreck-penetration course), объединенный с курсом продвинутых декомпрессионный процедур (advanced decompression procedure course).

Шел третий день погружений. Целью дайверов было погружение к кораблю "Hydro Antic", лежащему на 50 м. Проникновение внутрь не планировалось. Согласно плану, декомпрессионные процедуры должны были проводиться во время дрейфа по течению, так как его сила не позволяла комфортно зависать у якорного конца.

Дайверы намеревались выбросить ярко-оранжевый подъемный парашют и обвязаться страховочным концом, чтобы течение не разделило их во время дрейфа. Подготовка к погружению, брифинг и вход в воду прошли без каких-либо помех.

На пятой минуте погружения дайверы достигли глубины 42 м. И тут показалась уродливая голова господина Мерфи - из второй ступени регулятора Бена произошло неконтролируемое извержение воздуха (free flow), остановить которое не удавалось. Дайверы были вынуждены начать выполнение аварийных процедур. Бен перекрыл неправильно функционирующее снаряжение, перешел на альтернативный источник и просигналил партнерам, что ему нужно прервать погружение.

Дайверы выпустили ярко-оранжевый буй и медленно поднялись к 4.5-метровой отметке, чтобы выполнить пятиминутную остановку безопасности.

Инцидент

К сожалению, в тот день господин Мерфи был особенно трудолюбив, и команда катера не заметила аварийный буй, ведь дайверы показались на поверхности на 25 минут раньше положенного срока. Течение было очень сильным, и этому моменту их отнесло настолько, что дайв-бот казался лишь небольшим пятнышком на горизонте к югу от них.

Группа свободно дрейфовала в открытый океан, и только час спустя капитан бота поднял тревогу. Поскольку дайверы оказались над более глубокой водой, течение постепенно усилилось и все быстрее относило их в северном направлении. Группа пробыла в океане на три часа больше запланированного времени, и только после этого их, наконец, подняли на борт.

Спасательная операция

К счастью, группа состояла из хорошо подготовленных дайверов, у каждого из которых были звуковые и световые сигнальные устройства. Инструктор и студенты обвязались страховочным концом и надули два больших ярко окрашенных аварийных буя.

После неудачной попытки привлечь внимание двух судов, проходящих мимо, инструктор выпустил сигнальную ракету, но и этот сигнал остался без ответа. Прошел еще час, пока в поле зрения не появилось еще одно судно. Инструктор выпустил вторую ракету, ее заметили, просигналили в ответ, и судно немедленно направилось к потерпевшим. Дайверы замерзли, но благодаря своему сигнальному снаряжению, все-таки целыми и невредимыми выбрались из этой переделки.

Что было неправильно

Хотя инструктор забронировал чартер в хорошем и уважаемом дайв-центре, штатный капитан не смог выйти на работу в день погружения. На его замену был приглашен другой человек, который лишь время от времени привлекался на работу в центре. Пришедший на смену шкипер был обучен работе с дрифт-дайверами (drift divers), но у него не было опыта работы с группами, выполняющими сложные глубоководные спуски к затонувшим объектам, и сам он никогда не занимался погружениями такого типа.

Хотя шкипер участвовал в подробном брифинге перед погружением, он не смог понять, что необходимо делать, если группа будет вынуждена прервать погружение. Очевидно, когда аварийный буй поднялся на поверхность, он оказался под палубой вне зоны обзора. Позже капитан увидел сигнальные буйки, но предположил, что это другая группа дайверов дожидается своего судна - такая практика довольно часто встречается в том районе. Поэтому он не сделал никаких попыток подойти поближе и рассмотреть группу.

Что было правильно

Успех спасательной операции был заложен задолго до начала погружения. Несмотря на то, что погружение проводилось в яркий и солнечный день, дайверы были хорошо экипированы двумя аварийными буйками, двумя ракетницами, интегрированными сигнальными устройствами, стробирующими маячками и двумя химическими источниками света.

Когда стало очевидно, что быстро их не подберут, группа использовала страховочный конец, который часто используется продвинутыми дайверами во время декомпрессии и остановок безопасности. Затем они развернули аварийные буйки и использовали их как для привлечения внимания на поверхности, так и в качестве дополнительного плавсредства. Таким образом, команде удалось удержаться вместе и относительно комфортно дожидаться спасения.

Затем инструктор скомандовал перейти на трубки, чтобы сохранить максимум воздуха в баллонах для подачи сигналов звуковой тревоги. Кроме этого каждому студенту было поручено небольшое задание, чтобы занять их внимание и лишний раз гарантировать их спокойное ожидание спасательного судна.

Уроки для жизни

Во время погружений в открытом океане:

  • Для всех членов команды, включая капитана дайв-бота, важно четкое понимание всех деталей и особенностей плана погружения.
  • Берите с собой соответствующее сигнальное оборудование. И хотя оно может показаться избыточным для обычного рекреационного дайвера, звуковые и визуальные сигнальные устройства должен иметь каждый подводник на каждом погружении.
  • Всегда имейте детальный план действий в сложных ситуациях. Ведь, как говорит Закон Мерфи, если что-то плохое может случиться, оно обязательно случится.
  • Берегите расходуемые источники питания для сигнальных устройств до тех пор, пока вы не сможете воспользоваться ими максимально эффективно. Сигнальные ракеты бессмысленны, если в поле вашего зрения нет никого, кто мог бы их заметить. Зажженные фонари и стробоскопы неэффективны при ярком дневном свете.
  • Если вы погружаетесь вместе с другими людьми, берите с собой снаряжение, необходимое, чтобы дайверы оставались на месте и держались группы. Помните, что большую цель легче заметить со стороны.
  • Во время дрейфа продолжайте дышать из регулятора или переключитесь на трубку, чтобы избежать захлебывания на поверхности.
  • Независимо от того, насколько серьезна ситуация, сохраняйте спокойствие и не падайте духом. Выполнение действий, направленных на поддержание ситуации под контролем, поможет вам избежать паники.
Другие статьи рубрики: Техника безопасности