ym

Иногда бывает очень непросто описать какие-то события, которые имели место быть. Но, пожалуй, еще труднее писать о том, что не состоялось. Но давайте по порядку.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Те, кто внимательно читал первую часть моего рассказа, знают, что в 70-90-е годы уже прошлого, ХХ века на поиски следов экспедиции В.А.Русанова отправлялись многочисленные экспедиции исследователей-энтузиастов. Много важных и интересных находок было сделано участниками экспедиций Орловской телерадиокомпании под руководством нашего земляка В.Я.Сальникова и экспедиций «Комсомольской правды» под руководством Д.И.Шпаро. Продолжить традиции поисков решили ребята из орловского клуба подводного плавания «ДИВО» во главе с его президентом Сергеем Куликовым. При этом, понимая обширность темы, мы решили сосредоточиться именно на подводных поисках остатков судна экспедиции В.А.Русанова «Геркулес» в проливе Глубокий у острова Песцовый. В первой части я подробно описал историю находок на Песцовом экспедициями В.Сальникова и Д.Шпаро.

Почти два года мы со всеми своими мыслями и идеями вежливо, осторожно, но настойчиво, стучались в двери, как говорят «высоких кабинетов». Оставлю за рамками этого повествования, в какие адреса и на чьи имена мы только не отправляли письма с нашими проектами, просьбами и предложениями. Также не буду рассказывать, сколько и каких ответов мы только не получили. Иные были просто шедеврами эпистолярного жанра! На полутора листах была расписана одна фраза: «А не много ли вы хотите?»

Но кто ищет, тот всегда найдет! Стучите, и вам откроют. И вот, в апреле 2017 года пришло долгожданное письмо Первого заместителя Министра обороны РФ – начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии В.В.Герасимова. И сколько бы текста в нем ни было, суть его была проста и понятна: «Ваш вопрос решен ПОЛОЖИТЕЛЬНО!» А затем мы получили официальное письмо начальника Экспедиционного центра МО РФ Е.Бинюкова, к которому прилагалась выписка из плана основных мероприятий ЭЦ МО на 2017 год. Мероприятие, в котором мы должны были участвовать согласно плану, утверждённому Министром обороны РФ С.К.Шойгу, официально называлось «Экспедиция к предполагаемому месту гибели полярной экспедиции в 1913 году под руководством В.А.Русанова (Карское море)». В соответствие с этим планом «закинуть» нас на Песцовый должны были суда Северного флота попутно с выполнением основных задач боевой подготовки. Завертелась карусель подготовки к экспедиции. Благодаря финансовой поддержке неравнодушных людей, дополнительно к имеющемуся, было приобретено необходимое снаряжение и оборудование: лодочный мотор, лодка, палатки, снаряжение для погружений и пр. Договорились об обеспечении продуктами питания, была подготовлена аппаратура для подводных и наземных поисков, в т.ч. гидролокатор бокового обзора. Наш режиссер, он же оператор, он же и дайвер Олег подготовил своё хозяйство – аппаратуру для подводной и наземной кино- и фотосъемки. Мы провели тренировочный выезд на Ладожское озеро.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Время шло... А желанного сигнала от ЭЦ МО мы всё не получали и не получали...

«Не томи!» - скажете вы, мои уважаемые читатели. Увы... В сентябре стало окончательно ясно, что экспедиция в этом году не состоится. Затем мы получили и официальное письмо Экспедиционного центра МО. В связи с выполнением других приоритетных задач, поставленных Министром обороны перед Экспедиционным центром, сроки проведения экспедиции с участием клуба «Диво» изменены. Экспедиция перенесена на следующий, 2018 год и уже включена в проект плана основных мероприятий. Пессимистов прошу от комментариев воздержаться, потому что у нас на этот счет есть официальный документ!

Тем временем мы не сидим сложа руки. Одним из основных направлений нашей работы сейчас является сбор информации о самом судне «Геркулес» и в первую очередь о его машине. В этих вопросах неоценимую помощь нам оказывают директор дома-музея В.А.Русанова в Орле И.В.Лазоренко и руководитель группы исследователей клуба «Приключение» В.А.Тарков, за что мы им весьма признательны. И прежде чем поделиться нашими находками и идеями, позволю себе небольшое лирическое отступление.

Вообще, по моему мнению и даже опыту, у любой находки, как правило, две истории. Или сначала кто-то что-то находит, и затем уже, как говорится, всем миром начинают думать и решать, что же это такое мы нашли. Вот нашли мы в Ладоге загадочный «рэк» и теперь ломаем голову что это и зачем. Или уже совсем по нашей теме: хранятся в музее В.А.Русанова некие артефакты под общим названием типа «находки, сделанные экспедицией Д.И.Шпаро у острова Песцовый в 1977 году». Но что это за «железки»? Увы, к сожалению, точного и однозначного ответа на этот вопрос пока нет.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Лопасть от винта «Геркулеса»? Детали его машины? Надо выяснять, искать, разбираться.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Ну и второй вариант истории находки, это когда искатели знают точно или с большой достоверностью, что именно они ищут. В распоряжении исследователей зачастую имеются чертежи, описания объекта, воспоминания свидетелей и прочие документы. Как правило, этому варианту поисков предшествует какая-то загадочная история, связанная с исчезновением объекта, работа в архивах. Тайной остается место, обстоятельства исчезновения объекта, его дальнейшая судьба. Конечно, под этот вариант стопроцентно подходят истории поисков исчезнувших кораблей! Классическим примером можно считать поиски Жаком Кусто английского транспортного судна «Тистлегорм», затонувшего в Суэцком заливе в результате налета немецких бомбардировщиков в октябре 1941 года. В распоряжении Кусто были документы о самом судне, его грузе и даже ориентиры места крушения. Но где лежит судно, известно не было. Об этой находке Кусто снят документальный фильм.

А теперь, пожалуй, надо вернуться к нашим поискам.

Еще год назад, изучая документы по итогам предыдущих экспедиций, мы удрученно полагали, что в наших поисках придется идти по первому варианту: искать, искать, искать и еще раз искать, а потом идентифицировать. Почему мы так думали? Большинство документальных источников утверждали, что не сохранилось ни чертежей судна «Геркулес», ни его мотора. При этом речь шла именно о моторе, а не о машине. Согласен, что определение «машина» больше подходит к паровым двигателям. На «Геркулесе», как известно, стоял уже двигатель внутреннего сгорания. Мотор «Альфа» работал на керосине. Но кроме самого мотора в состав судовой машины входят такие весьма немаленькие части, как, например, дейдвудная труба, гребной вал, сам винт и многое другое оборудование, которое мы в разговорах называем просто «железо».

Так вот, наша идея заключается в том, что искать надо именно «железо» «Геркулеса»! Но и в этом случае надо четко понимать, что конкретно представляет из себя это «железо». И вот тут-то низкий поклон Ирине Валерьевне Лазоренко – директору дома-музея В.А.Русанова. Благодаря ей были найдены документы, на основании которых мы теперь уже довольно четко представляем, каким был мотор «Геркулеса», каковы его массогабаритные характеристики.

Нашу идею полностью поддержал и Валерий Тарков. Кстати, Валерий и его товарищи этим летом организовали экспедицию на всемирно известной яхте «Апостол Андрей» по поиску следов экспедиции В.А.Русанова на островах Арктического института. Об этой экспедиции можно прочитать в сентябрьском номере журнала «Свободное Время» в статье Елены Поповой «В поисках Геркулеса».

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Так в чем же заключается наша идея? Суть её очень проста и основана как на личном опыте погружений на затонувшие объекты, так и на многочисленных описаниях и фактах сохранности таких объектов в мировом океане. С течением времени затонувшее судно подвергается воздействию многих факторов: сама вода, течения, водные организмы и пр. В зависимости от совокупности воздействующих факторов, различные части судна разрушаются по-разному. В задачу этой статьи не входит подробное изложение характеристик этого воздействия. Но при всех условиях судовая машина является самым «долгосохраняющимся» объектом затонувшего судна. Простой пример из личного опыта. Более 15 лет назад в одной из бухт у побережья Египта загорелся и затонул деревянный дайверский бот. Приливы, кораллы, любопытные дайверы и прочие воздействующие факторы делают свое дело – от бота уже практически ничего не осталось. Но! Части двигателя и машины, дейдвудная труба, станины с опорными подшипниками – эти детали лежат на дне четко в одну линию. Конечно, винт из цветмета давно оприходован рачительными бедуинами. Но ведь на острове Песцовый бедуины не наблюдались!

Для иллюстрации этой идеи Валерий Тарков прислал мне и любезно разрешил использовать весьма интересные и важные фотографии. Я покажу лишь две из них.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Что на них изображено и о чем это свидетельствует? На фото остатки машины шхуны «Зверобой». Шхуна села на мель в Пясинском заливе, у мыса, который теперь тоже называется Зверобой. Произошло это в 1930 году! Для неспециалистов поясню. Перед нами паровая машина двукратного расширения, т.е. двухцилиндровая. Четко различимы фрикционная муфта, дейдвудная труба и даже остатки гребного винта. Обратили внимание на состояние коленчатого вала? И это металл, который не просто лежит в воде, а лежит на берегу моря, на открытом воздухе! Кованая сталь коленвала с 1930 года практически даже не проржавела! Повторюсь – на воздухе, у воды.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

«Ну-ну...» - скажет скептик. «Сравнил... То паровая машина! Там тонны железа. А то какой-то керосиновый движок...».

И вот тут мы достаем козыри! В смысле наши аргументы. Приведу только самые простые. Итак.

1912 год. Владимир Русанов после долгих поисков наконец-то приобрел судно для экспедиции на Шпицберген. Это «Геркулес». Посмотрите и прочтите, что пишет Русанов в МВД (почему в МВД читайте в первой части моего повествования). Источник – сборник статей и писем В.А.Русанова. Издание Севморпути 1945 года.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Хорошо известна точность и пунктуальность Русанова. И уж если он пишет, а если быть точным, то докладывает (!) в МВД о характеристиках судна, которое он купил на казенные деньги – можно быть полностью уверенными, что мотор «Геркулеса» имел именно 24 номинальных лошадиных силы. Это важно потому, что некоторые авторы без отсылки к первоисточникам указывают мощность мотора в 18 и даже 13 лошадиных сил.
А теперь внимание! Смотрим документы. Да! Мы нашли информацию по моторам «Альфа»! Не волнуйтесь, источник надежный: российский, дореволюционный.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Вот он – герой наших поисков. Обратите внимание на маховичок! Такой не всякой волной поднимет.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

И в завершение, так сказать для весомости, вот еще один документ. По имеющейся на нем пометке очевидно, что с ним уже работал неизвестный нам исследователь. Внимательно посмотрите данные таблицы для 24-сильного мотора. Предпоследнюю колонку.

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Что скажете? А я скажу вот что: машина весом в 170,8 пудов, т. е. 2730 кг, детали которой изготовлены из качественного металла и прочно соединены между собою, в условиях Карского моря должна до сей поры остаться в значительной степени целой! И лежать она должна в том месте, где «Геркулес» погрузился на дно. Пусть течения и лед разрушат и растащат деревянные детали, но только не машину.

А как же на фоне этого моего утверждения можно трактовать находки, сделанные на берегу острова Песцовый? На мой взгляд, очень просто. Россыпь предметов, деталей и пр. – это так называемый ЗИП, запасное имущество и принадлежности. А также просто «заначка» моториста и механика. Я служил в войсках связи. Моя аппаратная была заполнена этим ЗИПом на 1/3 кунга. Представляю, если её затопить. Передатчик с тяжелыми трансформаторами и керамическими лампами, смонтированными в блоках на раме, никаким течением не унесет. А ЗИП, размещавшийся в ящичках из тонкого железа, по коробочкам и пачкам, растащило бы на «три версты» вокруг. Вероятно, именно поэтому всё это и было вынесено на мель. А основное «железо» надо искать глубже!

Но каковы бы ни были трактовки находок экспедиций Д.И.Шпаро и В.Я.Сальникова, наша версия им не противоречит. Мы считаем, что машина «Геркулеса» может быть найдена, и тем самым подтверждена гипотеза, выдвинутая еще Владиленом Троицким.

Кстати, судя по имеющимся сведениям, полученным из Норвегии, корпус «Геркулеса» вероятно был сделан из дуба. А мы знаем, что еще Петр I закладывал целые рощи дуба в водоемы Центральной России. Правда, вода в Карском море соленая, но не настолько, чтобы это сильно влияло на изменение дуба без доступа воздуха. Но речь сейчас не об этом.

Итак. Смело можно полагать, что пусть пока и не выдвинувшись к месту наших поисков, мы уже сделали кое-какие открытия. Во всяком случае, мы теперь представляем себе, что нам предстоит найти. Ну что же…

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

На поиски пропавшей экспедиции (часть 2-я)

Владимир Шевцов,
Орловский клуб подводного плавания «Диво»

Обсудить на форуме

Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью