ym

Интервью с главой безопасности подводных работ на съемочной площадке.

Автор: Steve Weinman

200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)

Это первый фильм, создатели которого серьезно взялись за использование системы захвата движения под водой. Джон Гарвин провел последние четыре года, координируя работу всех дайверов и фридайверов, которые принимали участие в съемках фильма. В этом интервью он расскажет, как шла эта работа, в чем состоит секрет рекордно долгой задержки дыхания у звезд кино, и почему дайверы особенно оценят «признание Джеймса Кэмерона в любви к океану».

В нашей переписке перед интервью Джон Гарвин упомянул, что за время съемок фильма, который он охарактеризовал как «крупнейший, самый сложный дайвинг-фильм за всю историю», было совершено в общей сложности более 200 000 погружений. Что? Я решил, что он, должно быть, опечатался, добавив по ошибке пару лишних нулей.

Но дело в том, что главный руководитель погружений на съемках фильма «Аватар: Путь воды» (его титул звучит как Supervising Master Diver) не может позволить себе ошибаться. И тот факт, что все эти 200 000 погружений действительно были выполнены, все было сделано успешно и безопасно, а участники в самом худшем случае получили лишь пару царапин - лучшее тому подтверждение.

«Хотел бы я ошибиться, добавив пару лишних нулей, - говорит Гарвин. - Эта цифра включает также и погружения фридайверов, которые было особенно сложно учитывать, поскольку некоторые из них занимали от 30 секунд до минуты, тогда как другие продолжались существенно дольше».

200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)

Стандартный съемочный день – это 26 дайверов и фридайверов в воде, «постоянно снующих вверх и вниз как игрушка йо-йо». Так что уследить за всеми людьми, работающими в бассейнах, особенно за осветителями и постановщиками, которые вечно ныряли «на минутку», чтобы что-то быстренько поправить – это была крайне сложная задача.

Работа Гарвина заключалась в координации работы десятка отдельных дайв-команд, каждая из которых имела свой собственный порядок работы. «Самой большой была группа постановщиков, отвечавших за постройку декораций, конструкций, осветительных систем и так далее. Группа осветителей состояла из четырех или пяти дайверов, и еще четыре или пять страхующих дайверов обязательно работали каждый день.

Меньшие по численности группы – это, например, подводные операторы (обычно, сам оператор и его ассистент) и подводные каскадеры. Потом еще были работающие под водой актеры, а с ними и техники по калибровке и работе с подводными системами захвата движения – эту должность пришлось ввести специально для этих съемок.

200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)
Джон Гарвин - в воде слева. На переднем плане - Джеймс Кэмерон.

Так что попытка ввести формализованный журнал погружений была бы заранее обречена на провал. Нам пришлось подойти к вопросу иначе: записывать, когда дайверы входили в воду, и использовать тасманийские таблицы для расчета накопившегося азота (эмпирические таблицы для погружений с пилообразным профилем, составленные на основе погружений дайверов, работающих в аквакультуре в Тасмании – прим.пер.). С теми баллонами, которые мы использовали, это позволяло нам совершать практически неограниченное количество коротких неглубоких погружений – при условии строгого соблюдения скорости всплытия. Конечно, важную роль сыграло также использование дайв-компьютеров и найтрокса.

А для того, чтобы получить общее количество погружений, я просто подсчитал погружения за пару типичных недель и затем экстраполировал их на четыре года, которые длились съемки». Вот откуда взялась шестизначная цифра.

Задержка дыхания при погружении с аквалангом

Когда в 2009 году в прокат вышел первый «Аватар», он стал самым кассовым фильмом в истории, заработав 2,8 млн долларов и побив предыдущий рекорд, 12 лет до этого принадлежавший другому фильму Кэмерона – «Титанику». Теперь, после долгого ожидания, зрители снова попадают в мир Пандоры, но на этот раз им открывается красота ее подводных просторов.

Сэм Уортингтон и Зои Салдана возвращаются на экран как Джейк Салли, теперь глава клана Оматикайя, и его жена Нейтири. У них пятеро детей. Пытаясь сохранить семью перед лицом надвигающейся со стороны людей опасности, они отправляются за помощью к морскому клану Меткаина, который возглавляют Ронал (Кейт Уинслет) и Тоновари (Клифф Кертис).

200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)

Убедительно изобразить морской мир, в котором живет клан Меткаина, 13 лет назад было технически невозможно. Подводная система захвата движения давно была Святым Граалем для кинематографистов, особенно для одержимого морем Кэмерона. Но главной проблемой был один вопрос: как избавиться от пузырей?

«Большинство людей знают, что такое система захвата движения. Актеры носят на теле специальные маркеры, движение которых фиксируется инфракрасными камерами, - поясняет Гарвин. - В бассейне – который мы называем «объем» – у нас был ряд специализированных ультрафиолетовых камер, чтобы отслеживать маркеры на гидрокостюмах актеров.

Но пузыри воздуха очень похожи на маркеры, так что как только в воде оказывается хоть минимальное количество пузырей, даже самых мелких, которые, например, могут выходить из оборудования, когда его опускают в воду, это сбивает работу системы захвата движения. Джим сравнивает это с тем, как истребитель сбрасывает дипольные отражатели, чтобы сбить с толку вражескую систему наведения».

200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)

Постоянно пытаться разогнать пузыри воздуха – неблагодарная задача. А ведь в бассейне еще должны работать дайверы. Ребризеры? «Я привез свои ребризеры, надеясь, что оператор или кто-то из основных дайверов, кто проводил больше всего времени под водой, смогут их использовать», - говорит Гарвин.

Но в итоге проблему решил знаменитый инструктор по фридайвингу Кирк Крак, также работавший на площадке. «Он проделал отличную работу, так натренировав не только актеров, но и всю съемочную команду техникам задержки дыхания, что в итоге ребризеры нам не понадобились. А члены съемочной группы научились работать, задерживая дыхание на 2,5 или 3 минуты, и двигались под водой, не выдыхая никаких пузырей».

А что насчет дайверов, нырявших на открытом цикле? «В любой отдельно взятый момент примерно половина ныряльщиков на площадке была в аквалангах, но фокус в том, что когда звучала команда «Мотор!» и начинала работать система захвата движения, дайверам надо было бы убираться из зоны съемок, чтобы их пузыри не мешали работе системы.

Потому им приходилось нарушать золотое правило дайвинга и задерживать дыхание, находясь под водой в акваланге! Так что 2,5 или 3 минуты, пока шла съемка, они вполне уверенно могли не дышать. И выдыхали только после команды «Снято!».

200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)

Безопасность как безусловный рефлекс

Система напарников вышла на первый план с самого начала подготовительных тренировок. Всем участникам подводных съемок объясняли, что они должны брать на себя ответственность не только за свою безопасность, но и за безопасность других людей на площадке.

«У нас в воде были как супер профессиональные ныряльщики, так и те, кто ни разу не нырял до участия в этих съемках, - говорит Гарвин. - В таком масштабном проекте как этот, единственный способ обеспечить безопасность – отработать ее правила до автоматизма, как под водой, так и на поверхности.

Практически все, кто проходил обучение фридайвингу или дайвингу, также обучались вовремя распознавать наличие проблем у находящегося под водой человека и эффективно оказывать помощь. С нами работали опытнейшие инструкторы по дайвингу и фридайвингу, чьей основной задачей было обеспечивать безопасность участников съемок в воде. Но если бы что-то пошло не так, ближе всего к пострадавшему мог оказаться не один из этих инструкторов, а кто-то из членов съемочной группы, поэтому я счел необходимым, чтобы все они прошли обучение и при необходимости были готовы действовать в любой нештатной ситуации».

Даже команда, отвечавшая за референсную камеру, которая никогда не была в воде, прошла соответствующее обучение. «Эти ребята видели все происходящее под водой через окошки в стенах бассейна, но Кирк подумал, что раз они все время смотрят в видоискатель камеры на актеров и членов съемочной группы, то они должны уметь распознавать признаки гипоксии.

Во всех шести бассейнах, где мы работали, мы тратили как минимум пару дней перед началом съемок, чтобы все участники погружений отработали порядок действий в экстренной ситуации.

Мы рассуждали так: это новый бассейн, новая команда, что если один из дайверов окажется лежащим без сознания на дне бассейна – что делать, как его поднять на поверхность? Как достать его из воды? Что делать, если у одного из фридайверов случится блэкаут на всплытии? Как действовать, если кто-то повредит позвоночник? Мы отрабатывали все эти сценарии, привлекали к тренировкам команду медиков, дежуривших на съемочной площадке, и еще часто приглашали местных парамедиков из ближайшей больницы».

«Используя технический найтрокс – подключая 50% и 80% найтрокс для дыхания фридайверов перед нырками и после них – мы устранили риск возникновения блэкаутов, - говорит Гарвин. - Хотя, прежде чем все рванут использовать 50% и 80% найтрокс для своей любительской нырялки, я должен заметить, что мы могли себе это позволить только потому, что все наши нырки были ограничены небольшой глубиной бассейна».

200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)

Шесть бассейнов в Лос Анджелесе и Новой Зеландии были большими по площади, но глубиной не более 6 метров (хотя самый большой в Лос Анджелесе, 40 на 20 метров, имел участок с глубиной 10 метров). «Шесть метров были комфорной глубиной для погружений. Мы не тратили много времени на то, чтобы спустить актеров на подводную площадку и поднять их обратно на поверхность. И, конечно, в самые длинные съемочные дни, когда мы, порой, проводили в воде по 12 с лишним часов, это позволяло нам экономить силы».

Продолжение следует…

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com

Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью