ym

Дайвер из Галифакса (Канада) нашел на дне залива свидетельство давней трагедии.

Боб Чок ныряет в гавани Галифакса вот уже 30 лет, совершив за это время сотни погружений. Но этой весной обычное погружение закончилось необычной находкой.

Боб решил нырнуть в небольшой бухте Тафтс-Коув, расположенной в северной части узкого пролива, отделяющего залив Бэдфорд-Бэйсин от внешнего рейда порта Галифакс. И среди разбегающихся в разные стороны крабов, стеклянных бутылок и пластикового мусора, он наткнулся на массивный объект – огромный якорь.

Дайвер из Галифакса (Канада) нашел на дне залива свидетельство давней трагедии

«Когда я впервые увидел якорь, я подумал: понятно, здесь было крушение, здесь лежит какой-то старый забытый корабль. Но корабль такого размера никак не мог сюда попасть», - вспоминает Боб Чок. Он исследовал дно вокруг находки, пока не закончился воздух в баллоне. По его оценке, якорь был около двух метров в длину и должен был весить примерно 135 килограммов. «Корабль, которому нужен якорь такого размера, не смог бы зайти в мелкую каменистую бухту Тафтс», - сказал себе он. Так как же туда попал этот большой старый якорь?

Поднявшись на поверхность, Боб посмотрел на противоположный берег пролива и обнаружил, что смотрит прямо на эпицентр печально знаменитого взрыва в Галифаксе, в результате которого погибло около 2000 человек.

Дайвер из Галифакса (Канада) нашел на дне залива свидетельство давней трагедии

6 декабря 1917 года в проливе Галифакса произошло столкновение между норвежским судном «Имо» и французским транспортом «Монблан». Столкновение было небольшим, «Монблан» получил незначительные повреждения. Но, к сожалению, время было военное, и транспорт был полностью загружен одной только взрывчаткой – более 2,5 тысяч тонн. Трение металлических корпусов при столкновении вызвало искры, на «Монблане» начался пожар.

Понимая, к чему идет дело, команда покинула горящий корабль, превратившийся в гигантский брандер. Волнами и ветром его отнесло к причалам, где он навалился на 6-й пирс, на месте которого сегодня стоит гигантское здание верфи. Через 20 минут после столкновения раздался ужасающей силы взрыв – сильнее которого не случалось в доядерную эпоху.

Взрывом была уничтожена значительная часть города, погибло огромное количество народу, тысячи человек были ранены. Корпус «Монблана» разорвало на куски, 100-килограммовый кусок шпангоута был найден в лесу в 19 км от эпицентра взрыва. Другие корабли, находившиеся в порту в тот момент, также были уничтожены или выброшены на берег.

Скорее всего, большой металлический якорь, найденный на берегу мелководной бухты через пролив от места взрыва, забросило сюда взрывной волной сто с лишним лет назад.

Дайвер из Галифакса (Канада) нашел на дне залива свидетельство давней трагедии
Шхуна "Святой Бернар". На фото хорошо виден один из якорей.

Боб Чок считает, что якорь принадлежал шхуне «Святой Бернар», которая как раз была пришвартована у 6-го пирса и принимала груз пиломатериалов. Взрывом шхуну разнесло на куски и разметало по округе. Ее якорь вполне мог оказаться в бухте на противоположном берегу пролива.

«Итак, вот у вас есть два корабля рядом, и между ними пирс. Вот «Монблан», вот «Святой Бернар», - рассуждает Чок, показывая расположение кораблей. - «Этот взрывается, этот разносит взрывом, и я уверен, что якорь пролетел по воздуху и приземлился прямо здесь».

Дайвер из Галифакса (Канада) нашел на дне залива свидетельство давней трагедии.
Красная стрелка - место взрыва, синяя стрелка - бухта Тафтс Коув. Между ними около 1,5 км.

Гораздо более тяжелый якорь «Монблана» был найден в трех с лишним километрах от места взрыва.

«К сожалению, у меня нет ничего, что могло бы доказать, что это был «Святой Бернар», - сказал Чок. – «Только косвенные доказательства. Но если бы вы потратили столько же времени на изучение кораблей, чтение о кораблях, погружения на затонувшие корабли, сколько потратил я, вы бы не смогли придумать разумного объяснения, что еще это могло бы быть».

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.cbc.ca

Другие новости по теме: Подводные находки