ym

Затонувший в Балтийском море корабль раскрывает новые секреты
Перо руля, якорь и часть кормы корабля.

Группа подводных археологов, исследующих место кораблекрушения середины XVII века, уникальное для западной части Балтийского моря, обнаружила удивительное количество хорошо сохранившихся деревянных конструкций и артефактов.

Первые погружения археологов на затонувший корабль состоялись в сентябре прошлого года. Это произошло после того, как специалисты Управления судоходства провели плановое обследование реки Траве недалеко от порта Любек на севере Германии. В ходе этого обследования были обнаружены деревянные балки и бочки, лежащие на глубине 11 метров.

Затонувший в Балтийском море корабль раскрывает новые секреты
Обломанный шпангоут корпуса корабля.

Подводные археологи Кильского университета смогли установить, что обломки принадлежали ганзейскому кораблю, и что на его борту находилось примерно 150 бочек негашеной извести, предназначенной для строительства.

Затонувший в Балтийском море корабль раскрывает новые секреты
Заросшая ракушками бочка с негашеной известью.

Ганзейский союз – это средневековая торговая и оборонительная конфедерация городов и купцов, которая когда-то простиралась от Нидерландов до Польши и на север вдоль побережья Скандинавии.

Входивший когда-то в Ганзейский союз город Любек недавно сообщил о прогрессе, достигнутом его командой подводных археологов, которые успешно воспользовались благоприятными погодными условиями и видимостью под водой 1-2 метра. Единственная неприятность, с которой им пришлось столкнуться в ходе работ – это «небрежные лодочники», которые игнорировали предупреждение не приближаться к месту крушения.

Со дна было поднято двадцать 300-килограммовых деревянных бочек, все еще содержащих негашеную известь. Хорошо сохранились те части бочек, которые веками оставались погребенными в донных отложениях – на месте оказались не только клепки и доски, но даже скреплявшие их обручи.

Подводные археологи намеревались поднять на поверхность все 75 найденных бочек, но эти работы пришлось приостановить, когда, счистив 80 см донных отложений, накопившихся поверх правого борта корабля, они обнаружили более 100 хорошо сохранившихся деталей деревянного корпуса.

Затонувший в Балтийском море корабль раскрывает новые секреты
Подъем транца.

Были идентифицированы дуб, бук и сосна. Древесина местами обуглена, что позволяет предположить, что на борту мог возникнуть пожар, который, вероятно, и привел к гибели корабля. Негашеная известь легко воспламеняется.

«Качество и огромный объем великолепно сохранившейся древесины превосходят все, на что мы могли надеяться несколько месяцев назад, - говорит доктор Дирк Ригер, глава отдела археологии и охраны памятников Любека. - Крупные детали конструкции корабля, например, всю корму высотой более 5 м, мы планируем поднять на поверхность, изучить и затем показать широкой публике».

«Отдельные части корабля, такие как полностью сохранившиеся трехметровый кормовой якорь и руль длиной более 5 метров, подчеркивают уникальность этой находки для западной части Балтийского моря, - добавляет д-р Ингрид Зудхофф, руководитель отдела археологии. - Ничего подобного мы прежде не находили».

Кроме того, со дна были подняты несколько небольших находок – в том числе части такелажа и отлично сохранившийся шкив или блок. Также интерес представляет бутылка бренди, которая, вероятно, попала сюда из Лондона.

Затонувший в Балтийском море корабль раскрывает новые секреты
Бутылка из-под бренди или рома, вероятно, из Лондонской таверны.

«Многие из этих мелких находок рассказывают нам многогранные истории о жизни на борту и о путешествиях экипажей. Мы нашли больше, чем надеялись» - говорит подводный археолог и руководитель проекта доктор Феликс Рёш.

Среди других артефактов – бутылка вина, изящная фаянсовая посуда, простая посуда для готовки, некоторая даже с остатками пищи, кожаный кошель и кости животных.

Затонувший в Балтийском море корабль раскрывает новые секреты
Осколок фаянсовой тарелки.

Корабль затонул носом в сторону Любека и, как полагают исследователи, направлялся он туда из Скандинавии. Длина его киля оценивается в 17-18 м, что дает предполагаемую длину корабля 20-23 м. Транец длиной 5,1 м, служивший основанием для палубных досок, указывает на то, что ширина корабля должна была быть 5,5–6 м. Похожие средние по размеру торговые суда находили на Балтике и раньше, но только в восточной её части.

Затонувший в Балтийском море корабль раскрывает новые секреты
Осколки большого и маленького глиняных коршков для приготовления пищи.

Подводные археологи провели 3D-сканирование найденных обломков корабля. А извлеченные из воды деревянные бочки и части корпуса после консервации были переданы дендрологам – по годичным кольцам они смогут определить даты, когда были срублены эти деревья. Это позволит точнее датировать корабль.

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com

Другие новости по теме: Подводные находки